Иволгинский дацан

Буддийский словарь




Пратитья-самутпада


Цепь причинности. Описывает деятельность отдельных элементов-дхарм в мировом процессе, последовательность их появления в пространстве и во времени, в частности, последовательность причин страдания и событий, ведущих к рождению, старости и смерти. Буддисты различают 3 вида причинных связей: для элементов мертвой материи, для органического мира, где происходит постоянный рост живых существ: для психического мира, где действие нравственных причинности (карма) накладывается поверх естественной причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи причины и следствия однородны, например 4 главных и 4 вторичных элемента материи связывает отношение одновременности (сахабху). В органическом мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула ‛колеса жизни‛. Эта формула вызвала много схоластических дискуссий в разных школах буддизма, связанных с расхождениями в определении числа составляющих ее элементов (в некоторых школах называли не 12, а 10, 9, 5 и даже 3 ступени, по которым распределяются образующие живое существо элементы). В живописи двенадцатичленная формула изображалась как внешний обод ‛колеса жизни‛. Действующая в мире сознания карма является гл. силой, контролирующей постепенный прогресс мирового процесса к окончательному освобождению.