Иволгинский дацан

Буддийский словарь




Анумана


В будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится как ‛последующее измерение‛, ‛последующее мнение‛, т. к. выводное знание следует за восприятием логич. признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логич. признаком. Логич. термины не были еще жестко определены, и то, что объявлялось меньшим термином, с таким же успехом могло рассматриваться и как больший термин. Буддисты различали ‛вывод для себя‛ (свартханумана) — умозаключение, состоящее из двух суждений, похожее на энтимему в зап. логике, и ‛вывод для другого‛ (парартханумана) — состоящий из трех высказываний, похожий на простой категорический силлогизм в модусе Барбара. ‛Вывод для себя‛ функционирует в будд. учении как средство познания объекта через его знак, а ‛вывод для другого‛ — как способ доказательства, или силлогизм. В зависимости от разновидности логич. знака выводы делились на основанные на причинно-следственной связи, на отношении тождества и на отрицательные выводы, к-рых насчитывалось 11 модусов.