Иволгинский дацан

Буддийский словарь




Асанга


(4 в.) — великий индо-будд. мыслитель, один из основоположников школы йога-чара, к-рому приписывается в тиб. каноне авторство 19 трудов, в том числе по абхадхарме и праджняпарамите. А. философски развил учения махаянских сутр: 1) об алая-виджняне, или ‛сокровищнице сознания‛, к-рая имеет постоянно меняющееся множество ‛семян‛ и ‛кармических зародышей‛, дающих жизнь очередным индивидам сансары, поэтому путь к нирване состоит в прекращении влияния кармы, или в ‛непрорастании‛ семян в сознаниях, их множественность иллюзорна, т. е. каждый до освобождения пользуется лишь частицей единого сознания Татхагаты (‛Махаянасамграха‛); 2) о виджняна-матре, или ‛только сознании‛, к-рое есть поток частиц (дхарм) и их сочетаний, а в задачи его познания входит доказательство нереальности этих конструкций мыслетворчества и реальности самого осознавания этого (‛Абхидхармасамуччая‛); 3) об идеале бодхисаттвы, или просветленного существа, способного стать буддой, но остающегося в нижних регионах Вселенной ради оказания помощи и спасения других индивидов (‛Иогачарабхуми-шастра‛); 4) о высшей реальности, предстающей ‛тремя телами Будды‛ (см. Трикая) — невыразимое ‛тело дхармы‛, ‛тело блаженства‛, ‛тело воплощения‛, в к-ром будды приходят к людям возвестить истинное учение (‛Махаянасамграха‛).



Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram