Иволгинский дацан

Буддийский словарь




Ватсипутрия


Школа стхавиравады, образовавшаяся около 280 до н. э. Основатель В. был последователем ачарьи Шарипутры — одного из учеников Будды — и слыл великим знатоком текстов Виная-питаки. Канон В. так же, как и у стхавиравады, состоял из трех частей. В. провозгласила существование некой постоянной материальной субстанции, определяющей природу человеч. индивидуальности (пудгала). Основывая свои суждения на опред. фрагментах канонич. текстов, содержавших термин ‛пудгала‛, последователи В. утверждали, что практич. реализация кармы невозможна вне существования личности (пудгала) как психологич. реальности. Теория о пудгале породила крайний протест среди буддистов разл. школ и направлений. Кроме того, ватсипутрии, подобно сарвастивадинам, считали, что архат подвержен падению и что ‛еретики‛ также могут достичь сверхъестеств. состояния. Центром школы В. являлся район Аванти. В период правления Харши (4 в. н. э.) ей покровительствовали члены семьи этого правителя. Таранатха отмечает, что В. просуществовала вплоть до начала правления царей династии Пала (9 в. н. э.).