Иволгинский дацан

Буддийский словарь




Сангити


Собрание монахов, на к-рых происходит восстановление и корректировка по памяти канонич. текстов; поэтому в С. принимают участие самые знающие и авторитетные члены сангхи. Махаянистская традиция признает четыре С.: 1 ) в Раджагрихе (через три месяца после смерти Будды.), на к-ром были канонизированы Виная-, Сутра- и Абхидхарма-питаки; 2) в Вайшали (через 100 лет), на к-ром произошел раскол сангхи; 3) в Паталипутре (через 200 лет), на к-ром присутствовали 58 ранних школ буддизма и на к-ром царь Ашока признал истинным учение тхеравадинов; 4) в Кашмире (1–2 вв. н. э.), на к-ром была канонизирована санскр. редакция Трипитаки (Типитаки) школы сарвастивадинов. Тхеравадинская традиция признает шесть С.: три первые вышеупомянутые; 4-е С., согласно тхераваде, состоялось в 29 до н.э. в Анурадхапуре и Алувихаре близ Матале, где на пальмовых листьях были записаны Типитака на пали и комментарии к ней на сингал. языке. 5-е С. состоялось в 1871 в Мандалае, где монахи записали Типитаку на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду, 6-е С. было посвящено 2500-летию со дня паринирваны Будды и состоялось в неск. городах Бирмы (1954-1956). На этом С. были сверены и отредактированы все 54 книги палийской Типитаки (в каждой книге 400–500 с. печат. текста), а также канонизированы сокращ. тексты переводов Типитаки на бирм., хинди, англ. языки.