Иволгинский дацан

Буддийский словарь




Лотосовая сутра


Одна из наиболее известных и популярных сутр махаяны. Написана ок. 125, автор неизвестен. Провозглашалась окончательным и полным изложением учения Будды. Заняла центральное место во многих махаянских школах, главным образом Китая и Японии: в Индии почиталась в школе "идентичности различных путей к спасению" (экаяна), или саддхармапундарика; в Китае — в школе Тяньтай-цзун; в Японии — Тэндай-сю, Нитирэн-сю и дзэн. Впервые переведена на кит. язык с санскр. в 5 в. Кумарадживой. Главная цель Лотосовой сутры — обоснование единства трех названных Буддой путей к спасению: пути ученичества и обретения архатства (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все три провозглашались, в сущности, одним путем просветления (буддхаяна), так как оно является их общей целью. Будда представлен в сутре трансцендентным вечным существом, окруженным множеством мудрецов (архатов), богов, бодхисаттв и др. фигур; здесь упоминается одно из "тел Будды" — "непроявленное тело закона" (дхармакая). Сказано, что религиозные заслуги приобретаются проповедующими, повторяющими и слушающими Лотосовую сутру, которая есть не просто изложение истины, но главный объект поклонения. Кит. иностранные. версии отличаются от санскритского текста. В них, в частности, содержится концепция 5 периодов в истории буддийского учения, доктрина "троякой истины" Нагарджуны и развитая космология, отсутствующие в оригинале.