
Лхарзай хурал
Лхарзай хурал (тиб. ལྷ་ཚེས། - Лһаце, Сахюусанай үдэр, Тэнгэриин үдэр, День защитника, День божества) - это традиционная церемония, посвященная Дхармапале (Сахюусан, Защитник).
Лхарзай - видоизменённое слово от слова Лхаце, состоит из двух слов «Лха» и «Це». Лха - божество, Це - день, число.
Слово ЛХА в контексте Лхарзай подразумевало только Дхармапалу Махапанчараджа (Пять царей - Табан хаан). Позже это понятие расширилось, сейчас в контексте Лхарзай, под словом «Лха» подразумевают защитника, который считается основным для того или иного дацана.
Лхарзай хурал проводится ежемесячно во вторые лунные сутки. В этот день приглашают великих Дхармапал из их обителей, если даже не присутствует оракул на этом хурале.
Традиция проведения Лхарзай начинается с Пятого Далай ламы, он ввел эту церемонию в систему празднования Монлам Ченмо (Великого Молебна) в первый месяц второго числа по лунному календарю, с тех пор церемония Лхарзай проводится ежемесячно.
Лхарзай хурал также называют «Умилостивление защитников и настойчивые просьбы к ним, проявить свою деятельтельную активность (ཆོས་སྐྱོང་གི་བསྐང་འཕྲིན།)», или «Церемония Благозвучания སྒྲ་དབྱངས་མ།».
Хурал Лхарзай, в основном, начинают утром, ламы собираются в специальном храме, посвященном Сахюусану, он называется Сахюусан сүмэ (Храм Защитника). Принято хурал начинать с текста Мигзэм (Молитвенное обращение к Богдо Зонхаве) и Этигэл (Прибежища).
Согласно порядку текста Этигэл, вначале ламы обращаются к Гуру, далее к Четырёхчастному прибежищу, также Идаму, Дхармапалам, далее кратко обращаются к Прибежищу, зарождают бодхичитту, проводят ритуал принятия обетов Бодхисаттвы, семичастный ритуал, порождают Четыре безмерных, восхваляют Будду посредством изречения о Пратитьясамутпаду, восхваляют Три знания посредством их качеств, восхваляют особый объект, совершают принятие прибежища, приглашают божеств, проводят омовение, подносят божествам одежду и мандалу.
Далее по порядку идет текст «Түшиитын зуун тэнгэритэ гэжэ алдаршаһан багшын бүтээл - Гандан Лхажама (Гуру йога, называемая Сто божеств Тушиты)», кратко говоря, посредством этого текста ламы приглашают сотни божеств из обители Тушиты во главе с Богдо Зонхавой.
После прочтения этих текстов в каждом дацане, согласно своим традициям, читают разные тексты, начиная с Гуру йоги и различных молитвенных обращений.
После всех вступительных текстов приступают к чтению Садханы какого-либо идама, потом уже переходят к Садхане защитника.
Садхана идама бывает краткая и обширная. Используют их в разных ситуациях.
Садханы защитников отличаются, но основная структура совершения практики по садхане какого-либо защитника особо не отличаются.
Кратко говоря, структура садханы строится таким образом:
- Вначале проводят благословение субстанции умилостивления,
- Порождение Защитника и его окружения,
- Затем ясную реализацию Защитника,
- Внешнее подношение Защитнику,
- Внутреннее подношение Защитнику,
- Подношение яств Защитнику,
- Раскаяние перед Защитником,
- Умилостивление сердечной самаи,
- Подношение одеяния Защитнику,
- Подношение балима для умилостивления Защитника,
- Обращаются с просьбой к Защитнику,
- Отражают дурное,
- Обращаются с просьбой дарования благословения,
- Далее идёт начитка дхарани Защитников,
- Подношение балима Гениям-хранителям,
- Восхваление Защитника,
- Подношение сэржэма Защитнику,
- Собрание подношений,
- Выражение благодарности Защитнику,
- Наказ Защитнику,
- Ритуал призывания благополучия даллага,
- Просьба о снисхождении Защитника,
- Благопожелание.
В конце также читают Молитвенное обращение (Мигзем) к Богдо Зонхаве.
Во время восхваления Защитника ламы подносят хадаки и различные подношение для решения временных и конечных целей.
Подготовил проректор Буддийского университета Жаргал багша Дугданов.
На фото Сахюусан сүмэ (Иволгинский дацан).
вернуться назад