Информация о ходе работы в музее Иволгинского дацана
Информация о ходе работы в музее Иволгинского дацана в рамках гранта Президента РФ «Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» как объединяющего фактора традиционного и современного российского буддизма через создание музея Иволгинского дацана»
Завершается работа по первому исследовательскому этапу проекта «Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» как объединяющего фактора традиционного и современного российского буддизма через создание музея Иволгинского дацана».
Участники проекта –эксперт по буддизму из Росохранкультуры С.Б. Бардалеева, тибетолог, к.и.н. из ИМБТ СО РАН А.В. Лощенков, музейные сотрудники – директор, канд. искусствоведения Т.А. Бороноева, А.Ж. Бальжурова, С.З. Галсанова, дизайнер проекта В.Ж. Тугутов и представители дацана – Дугданов Жаргал багша, Доржиев Чимит багша. Группа экспертов, разделившись на 2 группы, работали параллельно в двух направлениях. Первая группа (Бороноева Т.А., Доржиев Чимит лама, Бардалеева С.Б., Галсанова С.З, Бальжурова А.Ж., Тугутов В.Ж.) изучала и описывала предметы буддийского искусства, атрибутику, фотографии и документы, вторая группа (Лощенков А.В., Дугданов Жаргал багша) – религиозные книги.
В период первого этапа работы над грантом были исследованы и атрибутированы не менее 51 экспоната буддийских тхангка, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, более 60 редких фотографий и отобраны 40 текстов, представляющих интерес для выяснения специфики и привнесений в проведение ритуалов в Бурятии.
Также в целях сохранения уникального материала все музейные предметы были оцифрованы и отсканированы, подготовлена опись экспонатов с фотографиями и инвентарные карточки с подробным описанием. Таким образом, будет создана электронная база фотодокументов и предметов Иволгинского дацана для создания экспозиции музея и позволит предотвратить дальнейший риск утраты исторической памяти об уникальном советском периоде буддизма Бурятии, о межрегиональных и международных отношениях буддистов в ХХ в.
1. | Время поступления: 1950-60- е гг. |
|
Танка. Маричи (тиб.Одсер Жалма, бур. Осор Жалма)
Дата создания: Конец XIX - начало XX вв.
Место изготовления: Бурятия
Материал: полотно грунтованное
Техника: краски минеральные
Размеры: 39,5х29 см.
|
Описание: На танка представлена богиня Маричи (тиб.Одсер Жалма, бур. Осор Жалма) - Тара "Лучи Света", почитается как Мать всех Будд, являясь защитницей от всех препятствий и болезней.Маричи – одноликая, двурукая, цвет тела золотистый. Черные волосы собраны в высокий пучок и украшены золотым завитком. На голове драгоценная пятилепестковая корона, украшенная синими и зелеными чинтамани и красной лентой. Правая рука в жесте «даяния» покоится на коленях. Левая рука поднята к плечам, в ней стебель лотоса, поднимающегося высоко над головой богини. Тело украшено ожерельями, на руках и ногах двойные браслеты с инкрустациями синих и зеленых «чинтамани»драгоценностей. На плечах зеленый шарф святости «сангхати». Одеяние – многослойная юбка оранжево-зеленого цвета, завязанная бежевым поясом. Восседает в позе прати-алидха, на лунном диске и лотосе. Лотос находится на красно-синей повозке, в которую впряжены семь черных свиней (varaha, phag-mo) или вепрей (sapta-sukara-ratha). Вокруг головы богини – зеленый нимб. Вокруг тела – сине-оранжевая глория, украшенная вокруг лотосами с зелеными листьями. Ландшафтный фон составлен из синего неба с дисками луны и солнца, темно-голубых облаков, островерхих горок, украшенных белыми облаками, земля с растительностью. В нижней части, перед богиней, подношения – семь «чинтамани» драгоценностей и пара бивней слона. По краю рисунка – двойная рамка красного и зеленого цветов. Без обрамления. | |
Сохранность: потертости, осыпи красочного слоя, заломы, мушиные засиды, общее поверхностное загрязнение. | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
2. | Время поступления: 1950-60- е гг. |
|
Ксилография цветная. Бхавачакра (скр.), Сансарын хурдэ (бур.) - "Колесо бытия", буддийская картина мира.
Дата создания: Начало ХХ в.
Место изготовления: Бурятия
Материал: ткань х/б, краски минеральные
Техника: ксилография, раскраска
Размеры: 110х86 см.
|
Описание: - буддийская картина мира, представляет собой колесо существования или бытия в форме круга. Этот круг в руках держит синий ракшаса или Ману - символизирующий неведение, омраченность сознания. Круг состоит из 3-х частей. В центральном зеленом круге изображены 3 животных: петух, свинья и змея. Они символизируют 3 главных клеша или "скверны", царящих в мире - неведение, привязанность и ненависть. 2 круг разделен на 6 секторов, представляющих собой миры, в которые низвергаются живые существа в процессе эволюции. В свою очередь они делятся на 2 части - верхнюю, относительно благополучную, и низшую, где живые существа подвержены страданиям. Высшая часть - это миры богов, асуров и людей. В низшей части - миры животных, духов-претов и демонов (ад). В мире ада восседает красный Яма Дхармараджа, владыка ада. 4-ый круг, красный, где изображены 12 картинок или 12 нидан, символы элементов 12-членной формулы зависимого происхождения. А именно авидья, карма, 6 органов чувств, имя и форма, соприкосновение с чувственным, страстные эмоции и влечения, рождение и жизнь, старость и смерть.
В верхней части танка, справа стоит Будда Шакьямуни. Правая рука в жесте «защиты», левой рукой придерживает конец своей накидки «орхимжо». Слева изображена стоящая богиня Белая Тара. В правой руке держит стебель лотоса, левой рукой делает жест «даяния».
Ландшафтный фон – синее небо с дисками солнца и луны, темно-синие облака, зеленая земля с коричневыми деревьями.
|
|
Сохранность: потертости красочного слоя, заломы, мушиные засиды, общее поверхностное загрязнение. | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
7. | Время поступления: кон. 1980- х гг. |
Блюдо с надписью на сингальском, русском и английском языках «Добро пожаловать советской буддийской делегации. MATALE. SRILANKA 1987-01-25». Шри-Ланка
Дата создания: XX в.
Место изготовления: Шри-Ланка
Материал: фаянс, глазурь
Техника: заводское производство, роспись
Размеры: d - 22,8х2,5 см.
|
|
Сувенирное настольное фаянсовое блюдо круглой формы. На блюдеизображенпечатный рисунок белой ступы буддийского храма Алувихара. В данном храме в 5-3 веках до н.э. был записан Палийского канона «Трипитака». С двух сторон ступы изображены два розовых цветка с зелеными листьями. Ниже под рисунком – надпись на сингальском, русском и английском языках «Добро пожаловать советской буддийской делегации.MATALE. SRILANKA 1987-01-25». На бортах блюда изображено праздничное шествие музыкантов, танцоров с 4-мя слонами. На тыльной стороне блюда в центре изображено клеймо завода изготовителя и надпись «LANKAPORCELAIN.SRILANKA» | |
Сохранность: общее поверхностное загрязнение, потертости. | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
8. | Время поступления: кон. 1980- х гг. |
|
Подарочный поднос с памятной надписью «PRESENTED by THE SRILANKA BUDDHIST CONGRESS DELEGATION-1973 to THE CENTREL RELIGIOUS BOARD OF BUDDHISTS OF THE U.S.S.S.R.».
Дата создания: XX в.
Место изготовления: Шри-Ланка
Материал: металл желтый
Техника: штамповка, чеканка
Размеры: 25х35,3 см.
|
Поднос имеет прямоугольную форму с закругленными углами, плоский, с невысокими бортами. Предмет изготовлен из тонкого металла желтого цвета с прочеканенным узором и памятной надписью. В центре в прямоугольной узорной рамке имеется надпись «PRESENTED by THE SRILANKA BUDDHIST CONGRESS DELEGATION-1973 to THE CENTREL RELIGIOUS BOARD OF BUDDHISTS OF THE U.S.S.S.R.». Узор рамки выполнен в виде цветков с длинными побегами. По периметру дно подноса украшено второй рамкой с волнообразными узорами. Борта подноса украшены узорами в виде лепестков лотоса. Тыльная сторона подноса гладкая. | |
Сохранность: общее поверхностное загрязнение, потертости. | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
9. | Время поступления: кон. 1980- х гг. |
Утивадайко - японский ритуальный бубен. Подарок японской делегации, известного японского буддийского монаха Нигидацу Фудзи XIX Пандито Хамбо Ламе Жамбал-Доржи Гомбоеву. 1964 г.
Дата создания: II пол. ХХ в.
Место изготовления: Япония
Материал: кожа, дерево, металл, тушь черная
Техника: обработка кожи, резьба, каллиграфия.
Размеры: 56х30,5 см.
|
|
Традиционный японский музыкальный инструмент утивадайко, использующийся в буддийских церемониях. Дословно переводится как барабан-веер. Имеет вид круглой, натянутой на металлический прут, кожаной мембраны на деревянной ручке. Кожа белого цвета, на лицевой стороне по диаметру имеется надпись черной тушью на японском языке. Кожа прошита белый х/б нитями. На тыльной стороне в нижней части поставлена печать – клеймо (?) и надпись черной тушью на японском языке. Деревянная ручка – круглая, расширяющаяся к верху. Ручка имеет естественный цвет древесины. На тайко играют палочками под названием бати. Бати изготовлена из дерева, узкая, продолговатая. | |
Сохранность: общее поверхностное загрязнение, пожелтение кожаной мембраны по краям. | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
11. | Время поступления: кон. 1980- х гг. |
Скульптура. Ступа. Предположительно дар XVIII Хамбо ламе Е-Д. Шарапову 1957 г. или ХIХ Хамбо Ламе Ж.-Д. Гомбоеву от СарананхараТхеро 1966 г.
Дата создания: II пол. ХХ в.
Место изготовления: Цейлон (?), Шри-Ланка (?)
Материал: металл белый
Техника: литье, штамповка, серебрение
Размеры: 21,5х11,5 см.
|
|
Ступа или дагоба - буддийское архитектурное и скульптурное культовое сооружение, реликварий. Форма ступы относится к традиционным видам ступ Юго-Восточной Азии, где распространён буддизм Тхеравады, В данных странах ступы получили распространение в совмещенном виде: храм-пагода. Форма ступы– конусообразная, стоит на круглом постаменте в виде круглой мандалы с пятью ступенями. Центральная часть имеет форму колокола, на нем на квадратном постаменте стоит высокий шпиль с тринадцатью кольцами. В верхней части шпиль украшен зонтом с подвешенными на кольцах декоративными металлическими украшениями в виде лепестков. На зонте стоит остроконечный шпиль. Ступа посеребрена. Выступающие части ступы украшены цветочным орнаментом.
Сохранность: внутри ступы очаги активной коррозии, общее поверхностное загрязнение.
|
|
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
14. | Время поступления: 1950- е гг. |
Вымпел памятный от делегации сингапурского регионального центра Всемирного братсва буддистов.
Подарок Иволгинскому дацану.
Дата создания: XX в.
Место изготовления: Сингапур
Материал: бархат, капроновые нити, х/б нить, шелк, краски.
Техника: фабричное производство
Размеры: 42х27,5 см.
|
|
Вымпел от делегации сингапурского регионального центра Всемирного братства буддистов. Крупнейшее неправительственное объединение буддийских школ и организаций, созданное 25 мая 1950 г. на Цейлоне (ныне Шри-Ланка) и имеющее ок. 100 региональных центров в 40 странах мира, в т. ч. в Сев. Америке.
ВББ имеет консультативный статус при ЮНЕСКО и финансируется из различных международных фондов. Начиная с 70-х гг. ХХ в. отказ от вмешательства в политику становится одним из главных обетов членов братства. Они считают, что духовному совершенствованию препятствуют пристрастия, предубеждения и соблазны «политической трясины», оправдание одних и осуждение других. Члены братства выступают за нравственный подход в решении межгос. и политических проблем, за проявление доброй воли правительств установить мир на Земле. Политическая напряженность в мире есть результат негативных последствий безнравственных поступков, агрессивных речей и недобрых мыслей, которые накапливаются в определенном сообществе и приводят к социальным катаклизмам. Средством избавления от них или предотвращения их является воспитание этических идеалов, в т. ч. посредством изучения буддизма. Монахам следует отказаться от политической деятельности ради сохранения чистоты буддийского закона.
|
|
Сохранность: общее поверхностное загрязнение. | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
27. | Время поступления: 1950- е гг. |
Скульптура. Ногоон Дари Эхэ – Зеленая Тара.
Дата создания: конец XIX в.
Место изготовления: Бурятия, с. Оронгой
Материал: дерево, краски, позолота
Техника: резьба
Размеры: 39,9х29,7х20 см.
|
|
Сидящая фигура Тары. Шьяма-тара, Долма (тиб.), Ногоон Дара эхэ (монг., бур.), Зеленая Тара - одна из женских эманаций бодхисаттвы "беспредельного" сострадания Авалокитешвары, а также юм (спутница) Будды Амогхасиддхи. Обычно изображается с телом зеленого цвета, что является символом ее активности. Она моментально приходит на помощь, лишь стоит упомянуть ее имя. Ее мантра помогает побеждать всех демонов, достигать исполнения всех желаний и уничтожать препятствия.
Скульптура позолочена, окрашена минеральными красками. Черные волосы собраны в высокую косу с перегибом, длинные локоны на плечах. Голова украшена пятизубцовой "драгоценной" короной с красными лентами. В ушах - круглые серьги. Лицо овальной формы, с тонкими чертами, полуприкрытыми глазами, небольшим улыбающимся ртом. Правая рука на колене, в ней стебель лотоса с бутоном, левая рука перед грудью, большой и средний пальцы образуют кольцо - "жест для вложения цветка", в ней стебель лотоса с бутоном. На груди - ожерелья с подвесками, одно из них свисает до уровня пупка, на руках и ногах двойные браслеты с украшениями. На бедрах юбка сине-красного цвета с красно-золотистым поясом, кайма по краю юбки с орнаментом. Восседает богиня в "правосторонней" позе (лалитасана), когда ее правая нога спущена с трона на маленький лотос, распустившийся у ног, а левая нога остается на троне. На плечах шарф "святости", узкие ее концы обвивают руки. Восседает она на лунно-лотосовом троне. Дно закрыто, заклеена желтой х/б тканью и запечатано белой бумагой с изображением вишваджры.
|
|
Сохранность: общее поверхностное загрязнение, трещина на левом плече, цветы лотоса - новоделы. На дне имеется запись инвентарного номера №592 | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
34. | Время поступления: кон. 1980- х гг. |
Скульптура. Будда Шакьямуни.
Дата создания: XVIII-XIXвв.
Место изготовления: Лаос или Сиам (?) Юго-Восточная Азия
Материал: бронза, позолота
Техника: литье, раскраска
Размеры: 21,5х15,5х7,5 см.
|
|
Будда Шакьямуни изображен в состоянии глубокого созерцания, в момент достижения просветления.Один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Высокая ушниша с навершием. Лицо удлинённое, высоким носом, крупным ртом. Уши удлинённые с квадратными мочками. Между бровями - выпуклая урна. Лицо и открытые части тела позолочены, одеяние и трон позолочены. Одеяние монаха с рельефными полосами от пупка через левое плечо до сидения – это отворот одеяния или шарф «святости».орнаментировано. Правая рука на колене опущена вниз в жест касания земли – бхумиспарша мудра-Будда призывают землю в свидетели свершившегося просветления, левая упокоится на коленях, ладонь повернута вверх. Поза ваджравая. Восседает на сидении из двух уровней. Дно утрачено. | |
Сохранность: общее поверхностное загрязнение, деформация, потертости левого глаза, потертости позолота во всей поверхности, утрата дна, внутри лотосового сидения остатки формовочной массы. | |
Топография: экспозиция музея Иволгинского дацана. |
вернуться назад