Иволгинский дацан

17 сентября в Иволгинском дацане состоялся итоговый круглый стол с участием ведущих экспертов России в области буддизма

17 сентября в конференц-зале Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева прошел круглый стол «Изучение роли и значения памятников Иволгинского дацана «Хамбын Хурээ» в контексте развития культуры Российской Федерации». Этот круглый стол, в работе которого приняли участие как священнослужители Буддийской традиционной Сангхи России во главе с XXIV Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым, так и светские эксперты-буддологи и религиоведы, логически завершил годовую работу над созданием музея Иволгинского дацана по гранту Президента Российской Федерации.

Руководитель проекта «Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» как объединяющего фактора традиционного и современного российского буддизма через создание музея Иволгинского дацана» Ширээтэ Лама (настоятель) Иволгинского дацана Аюр Цырендылыков в приветственном слове к участникам круглого стола высоко оценил работу всего коллектива, который работал по проекту с декабря 2018 года, в результате чего была проведена большая исследовательская работа, сделан ремонт помещения для музея и, наконец, создана экспозиция Музея истории Иволгинского дацана.

В своих выступлениях участники круглого стола, трудившиеся над проектом, рассказали о том, как шла работа, по какому принципу велся отбор экспонатов из общего количества предметов, составляющих фонды нового музея – об этом доложили Светлана Бардалеева, эксперт по буддийскому искусству, предметам отправления религиозных культов и декоративно-прикладному искусству, произведениям скульптуры Федеральной службы «Росохранкультура», и кандидат искусствоведения Татьяна Бороноева, директор Национального музея Республики Бурятия. Младший научный сотрудник Института монгольских, буддийских и тибетских исследований СО РАН, кандидат исторических наук Алексей Лощенков выступил с сообщением на тему «Список вложений реликвий в ганжир большого дугана Иволгинского дацана», которое было сделано на основе одного из текстов, над которым А.Лощенков работал во время проекта. Этот доклад сразу привлек внимание Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана Аюра Цырендылыкова, поскольку в настоящее время ведется возведение нового главного соборного храма – Согчен дугана, и по окончании строительства встанет вопрос о том, что войдет в ритуальную закладку ганжира (шпиля) соборного храма главного дацана страны.

Приглашенные специалисты из различных регионов страны рассказали собравшимся о том, какие буддийские коллекции находятся в их музеях и научных центрах. Так, ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН, доктор искусствоведения Светлана Батырева (г. Элиста) сделала презентацию «Буддийская коллекция Музея им. Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН», научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии Национального музея Республики Тува (г. Кызыл) Рита Сумбаа ознакомила собравшихся с коллекцией тибетских рукописей в фондах Национального музея Республики Тыва. Директор АНО по развитию исследований и проектов в области культуры и искусства «Новый институт культурологии», кандидат исторических наук Нина Кочеляева (г. Москва) провела мастер-класс «Музей как институт памяти». Член ИРО «Союз художников России», доцент кафедры дизайна и монументально-декоративной живописи Иркутского Национального исследовательского технического университета, кандидат искусствоведения Екатерина Асалханова (г. Иркутск) рассказала о каталоге буддийской коллекции Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. Гость из Забайкальского края – представитель Агинской буддийской академии Бальжинима лама Дондоков отметил отличную организацию и высокий научный уровень участников круглого стола, рассказал о том, какую исследовательскую работу ведет Буддийская академия по восстановлению исторической памяти и выразил надежду в будущем открыть подобный музей и у себя в Агинском бурятском округе.

Большой интерес у собравшихся вызвали доклады представителей петербургских музеев, в фондах которых хранятся буддийские коллекции, непосредственно связанные с бурятским буддизмом. Так, к.и.н., ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекций Юлия Елихина выступила с докладом «Бурятские произведения из коллекции Эрмитажа». Старший хранитель фонда «Восточная и Юго-Восточная Азия» Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, кандидат исторических наук Дмитрий Иванов рассказал про дар III Хамбо Ламы Лубсан-Жимбы Ахалдаева Академии наук. Это выступление вызвало живой интерес действующего Пандито Хамбо Ламы, который с большим вниманием рассматривал рисунки даров, представленные выступающим, и даже сделал смелые предположения, что на них вполне мог быть изображен сам Пандито Хамбо Лама Ахалдаев. Кстати, изображение этого Хамбо Ламы пока не найдено, и если гипотеза Хамбо Ламы Аюшеева подтвердится, то данное сообщение круглого стола станет прорывным для буддистов. Научный сотрудник отдела «Религии Востока» Государственного музея истории религии Сергей Шандыба свое выступление о виртуальном музее как стратегии развития провел уже непосредственно на открытой в тот же день экспозиции Музея истории Иволгинского дацана – именно там теперь стоит тач-скрин с виртуальным представительством ГМИРа.

Интересным и познавательным было общение в кулуарах круглого стола и за обедом с главой буддистов России. Тех, кто не был знаком с Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым поразила его открытость, готовность к диалогу и быстрота реакции на происходящее. Гости также отмечали особую атмосферу, которую наложило место проведения собрания – в Буддийском университете, расположенном в самом центре Иволгинского дацана.

По итогам круглого стола будет выпущен сборник с докладами.

Алла Намсараева,
руководитель службы информации и связей с общественностью Иволгинского дацана




вернуться назад