Иволгинский дацан

20, 21 и 22 декабря пройдет Праздник Тысячи лампад - Зула хурал

20, 21 и 22 декабря 2019 года в дацанах Буддийской традиционной Сангхи России состоится один из великих буддийских праздников - Зула хурал, Праздник Тысячи лампад.

Зула хурал – один из самых значительных праздников школы Гелуг. Этот молебен посвящён Дню ухода в Паринирвану 600 лет назад основоположника школы Гелуг – буддийского философа и реформатора Дже Цзонхавы (или Цонкапы), который известен среди буддистов как автор книг «Ламрим» («Большое руководство по этапам пути к Пробуждению») и «Нагрим» («Большое руководство по этапам пути тантры»). Цзонхава (1357 – 1419 гг.) также почитается как воплощение Божества Мудрости Манджушри. Впоследствии школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ буддизма. С середины XVII в. эта школа утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае. Буддийская традиционная Сангха России является также приверженцем этой школы.

В этот день мы возжигаем лампадки как жест сорадования Великому Учителю, достигшему Паринирваны. Считается, что масло в лампадах равно океану, а зажженный огонь, подносимый всем Буддам, Бодхисаттвам и хранителям, освещает мир трех тысяч мирозданий, устраняя страдания и рассеивая мрак. Поднося зула – мы подносим свет. Подношение света кармически воздействует на создание условий для рассеивания мрака неведения и развития мудрости. В этот день также принято зажигать зула или свечи дома перед алтарем.

Расписание хуралов в дни праздника:

  • В первый день праздника, пятницу, 20 декабря, с 9 до 11 ч. и с 14 до 16 ч. ламы Иволгинского дацана прочитают отдельные сутры из свода сочинений Будды «Ганжур».
  • Основным считается второй день праздника, в этом году он приходится на субботу, 21 декабря, с 9 до 11 ч. и с 14 до 16 ч. ламы прочитают «Зонхавын Дончод» – «Подношение тысячи лампад Чже Цзонхаве». С 17:00 до 17:45 пройдет подношение 108 зула и ритуал призывания благосостояния «Даллага». С 19:00 до 22– 22:30 – «Зонхавын Дэйчод».

В этот день в Согчен дугане будет проходить поклонение XII Пандито Хамбо ламе Даши Доржи Этигэлову.

  • 22 декабря, воскресенье, с 9:00 до 15:00 ламы будут читать молебен, посвященный защитникам – сахюусанам Гомбо, Гонгар, Лхамо и Жамсарану.

Из истории праздника:

В 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю ушёл в Паринирвану великий буддийский философ, Учитель и реформатор Дже Цзонхава. На рассвете 25-го дня он начал медитацию на Пустоту. Находясь в позе лотоса, Учитель принял форму юного Манджушри (Будды Мудрости). От его тела исходили многочисленные разноцветные лучи во всех направлениях.

Это событие – свершение величайшего ухода в Паринирвану ламы Цзонхавы – для буддистов всего мира является великим духовным праздником. В этот день верующие традиционно возжигают тысячу лампад (зула). Цзонхаве посвящена великая молитва «МИГЗЭМ».

Традиция подношения зула – масляной лампадки – берет свое начало от Будды Дипанкара. Будда Дипанкара – третий Будда Благой кальпы, шестой из семи Будд Героев, Будда прошлого, также его называют Будда Кашьяпа. Однажды царь Сэржи-Лагба спросил у Будды Кашьяпы: «Почему Вас называют Дипанкара (создавший лампаду)? Не в том ли причина, что из Вашего тела исходит свет?» На что Будда ответил: «Во времена, когда я был обычной личностью, для порождения Бодхичитты, я вставил в тело ватные палочки в многочисленные отверстия и, залив масло, преподнес лампадки Буддам десяти сторон, отсюда я обрел это имя». Восхитившийся этим Царь Сержи-Лагба вставил себе в правую руку ватную палочку и, залив маслом зажег, а левую руку, вознеся вверх, обратился к Буддам десяти сторон и личному учителю Бхагавану Дипанкара, без сожаления, выражая благопожелание, поднёс нерушимое подношение ясно видящим Буддам десяти сторон. При этом он сказал так: «Этот Сосуд масляной лампады – пусть будет [равен] областью Трех тысяч великих тысячных миров. (Трехтысячный великий тысячный мир – это Вселенная, в ней миллиард миров, а именно: 1000 «Сумеру-миров» (малый тысячный мир) х 1000 = 1 000 000 «Сумеру-миров» (средний тысячный мир) х 1000 = 1 000 000 000 (миллиард) «Сумеру-миров» (великий тысячный мир)) Этот фитиль пусть будет [равен] царю гор Сумеру (гора, которая является центром мира). Свет [масляной лампады] пусть будет светочем, от макушки Сансары до самых страшных адов, или же озарит и рассеет область [тьмы], [начиная] от внешней задней стороны великой железной горы вплоть до великой тёмной тьмы – затемнённой личными кармическими клешами, где не видно [даже] вытянутые свои руки. Период этот – пусть присутствует до прихода нисхождения Будд трех времен. Расстояние этого [света] – пусть рассеивает от обителей Будд десяти сторон до бесконечного взора Будд. Лампада эта – пусть озарит и рассеит сферу без материи…» и т.д. И с такими пожелания Царь Сэржи-Лагба преподнес зула Буддам. С тех пор зула считается одним из основных подношений, озаряющий и рассеивающий клеши и препятствия. При подношении зула начитывайте мантру: ОМ БАЗАР АЛОГЕ А ХУМ и дхарани Будды Дипанкары: ОМ А-ДИ-САМ ГА-РА ХУМ.

Пресс-служба Иволгинского дацана




вернуться назад