Иволгинский дацан

Дугжууба-2020 в Иволгинском дацане

За два дня до наступления нового года по буддийскому календарю - праздника Сагаалха во всех дацанах Буддийской Традиционной Сангхи России прошел ритуал Дугжууба, в этом году он пришёлся на 22 февраля.

Дугжуба - обряд очищения перед переходом в другой год.

22 февраля в 18 часов ламы начали читать специальный молебен Дугжууба, после чего развели ритуальный костер. 

Специально для Дугжуубы был изготовлен так называемый «Соор» – увенчанная черепом высокая пирамидка, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» подношение Чойжал сахюусану. Эту пирамидку подносят в костер.

После чего ламы отворачиваются от костра и читают сутры, больше не смотрят на огонь, тем самым показывая, что все плохое остается позади нас.

 

 

В большой костер ламы бросают "соор", а в малый прихожане складывают кусочки теста, ткани или салфетки, которыми обтираются, собирая на них всё плохое. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ кидать принесенные кусочки теста в основной костер, предназначенный для подношения защитнику Учения – Чойжал сахюусану. 

Новый год по буддийскому календарю в Бурятии именуют Сагаалха (что буквально значит "перешагнуть время") . 

Истоки праздника берут начало с времен Будды Шакьямуни. Согласно легенде, Будда в течении 15 дней первого месяца года, одолел Тиртхиков( более подробно напишем в дни эти) и затем проявил чудеса, приведшие к созреванию потока ума великого множества живых существ. В честь памяти его высших деяний, и как возможность приобщиться к тем добродетелям, мы отмечаем это событие празднованием Сагаалхи.

Дугжууба (དམ་ཅན་ཆོས་རྒྱལ་ཡབ་ཡུམ་གྱི་ཟོར་ཆེན་དྲུག་ཅུ་པའི་ཆོ་ག) - это ритуал подношения Балима Хранителю наставлений Ямантаки - Чойжал сахюусану (འཇིགས་བྱེད་ཀྱི་བཀའ་སྡོད་འཆི་བདག)и Пятнадцати защитникам сторон света (ཕྱོགས་སྐྱོང་བཅོ་ལྔ།) для осуществления четырёх видов деятельности (ལས་བཞིའི་འཕྲིན་བཅོལ།). 

 К четырем видам деятельности относят: 

  • деяние умиротворения страданий и нечистот,
  • деяние распространения мудрости и достатка,
  • деяние властности над недугами и врагами,
  • деяние жесткости на пути просветления и конечной цели.

Есть разные ритуалы подобного рода, но традиционным является ритуал "СООР" (на тибетском - "ЗОР" - Магическое оружие). В него встроен ритуал 64-х частного подношения "ДУГЖУБА".

Этот ритуал связан с подношением жертвенной субстанции Торма Высшему божеству Идаму Ямантаке и сахюсану Чойжалу-Ямарадже. А также, призываются самые могущественные создания этого мира, которым преподносят малые субстанции 64-х Торма. После, притягивают и собирают в одно место все самое плохое и вредоносное, что создает препятствия, и это уничтожают с помощью магического оружия "СОР", которое, ламы преподносят Чойжалу в виде треугольной пирамиды, украшенной ореолом огня и увенчанной символичным изображением черепа.

Слово «Дугжууба» означает число 64, а именно 64 момента (དབྱུ་གུ་དྲུག་ཅུ་རེ་བཞི།). Каждый момент вычисляется с помощью вдоха и выдоха. Один момент равен 337,5 числу дыханий. В сумме 64 момента равно 21600 дыханию. Здоровый человек в среднем дышит 21600 раз в сутки, получается 15 раз в минуту.

Посредством этого ритуала мы приглашаем Чойжал сахюусана из его обители, то есть из Ада. Также устраняем препятствия в дыхании и опасности для жизни. Когда Чойжал сахюусан выходит на поверхность земли, раскрывая рот, мы подносим ритуальное подношение Балим в его пасть для дарования четырёх видов деятельности. В этот момент возжигают костер, тем самым символизируя огонь, исходящий изо рта Чойжал сахюусана. Далее силами Пятнадцати защитников сторон света очищаем три сферы: сфера материи, сфера без материи и сфера желаний (ཁམས་གསུམ་ནི། གཟུགས་ཁམས། གཟུགས་མེད་ཁམས། འདོད་ཁམས།).

Концепция этого ритуала заключается в подношении и в устранении препятствий и опасностей для жизни.

Перед самим ритуалом можно собрать со своего тела всю плохую энергию в клубок мысленно, и представить, что это все сгорает в огне ( для этого возжигают другой костер рядом).

Самое важное, чтобы мы смогли в момент обряда Дугжуба отказаться от своих последующих негативных действий и мыслей. И зародить силу устремления следовать в жизни благим делам. Тогда, основная причина наших неудач, в виде черной кармы, будет ослаблена и ритуал действительно обретет огромную мощь.

По завершению, когда все плохое отброшено и устранено, следует омыть себя аршаном и сделать несколько его глотков. На этом завершается второй день подготовки, отсекающий черный хвост уходящего года. 




вернуться назад