Иволгинский дацан

Буддийский словарь

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву




Абхаягиривихара


Будд. монастырь, основан в 2 в. до н. э. на северной окраине г. Анурад-хапура (Ланка). Этот монастырь был оплотом махаянистов, к-рые вели борьбу и диспуты с тхеравадинами. От А. сохранилась лишь ступа Абхаягири диаметром 100 м и высотой 86 м.

Абхиджня


Сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при к-ром проявляются шесть способностей: 1) видеть все, что пожелаешь; 2) различать и понимать любой язык; 3) проникать в чужие мысли; 4) знание всех своих предыдущих жизней; 5) знание предшествующих жизней других существ; 6) свобода от любых желаний.

Абхидхамма-питака


Одна из трех осн. частей будд. канона наряду с Сутта-питакой и Виная-питакой.

Абхидхарма


Третий и последний после Виная-питаки и Сутта-питаки раздел будд. канона. Его полное название — Абхидхарма-питака — букв. ‛корзина, содержащая будд. доктрину‛. Появился после раскола буддизма. Предполагают, что каждая из ранних будд. школ имела свою А., но только тексты школ сарвастивада и тхеравада вошли в полный свод канонич. текстов. А. пользовалась большим почитанием у тхеравадинов Юго-Вост. Азии, особенно в Бирме (Мьянма). В ней нет к.-л. логической систематизированности, т. к. А. представляет собой собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание А. составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии. В ней представлены не изречения Будды, а точка зрения на буддизм его учеников и выдающихся ученых. А. включалась в канон не всеми школами, напр., махасангхики не относили ее к числу канонич. текстов. Нек-рые школы включали в Абхидхарма-питаку большую часть Кхуддаканикаи — последней части Сутта-питаки; 2) специфический метод изложения будд. учения в Абхидхарма-питаке и абхидхармической лит-ре, отличающийся от метода изложения в др. разделах канона большей сложностью. Это связано с тем, что адресатом А. является не простой верующий, а подготовленный ученый. Специфичностью этого метода является обезличенность и академичность изложения, использование средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям. Это уже не проповедь, а описание мира вокруг и внутри человека; 3) содержание учения Будды — букв. ‛высшая дхарма‛ будд. доктрины. В корпус абхидхармической лит-ры включают и комментарии на осн. тексты, и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли А. свои сочинения, независимо от их содержания. Махаянисты называли А. многие свои тексты, включая праджняпарамитские сутры: в Китае и Тибете к А. относят ‛Бриллиантовую сутру‛. Осн. абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы тхеравада (палийская А.), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы сарвастивада (санскритская А.), дошедших только в кит. и тиб. переводах и оказавших большое влияние на развитие будд. философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам.

Авалокитешвара


(санскр.; кит. Гуань-инь, яп. Каннон, монг. Хоншим, Арьябала) — бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сострадания. Как мифология, образ сложился в последние века до н. э. Авалокитешвара считается эманацией будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т. ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), в облике которых он появляется во всех буддийских мифах, всюду спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне — Авалокитешвара с 6 руками, 11 лицами, образовавшимися от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа Далай-лама.

Авидья


Невежество, синоним — заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т. к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности, негативные стороны эгоцентризма и т. д. Невежество как основа всех обусловленных действий любого существа, которые порождают зло и страдание, является первым звеном закона зависимого происхождения, или ‛колеса жизни‛ (бхавачакра). Оно — одно из червоточин бытия и причина дурных наклонностей. В буддизме особо выделяются три источника зла: невежество, жадность, ненависть, которые создают плохую карму.

Авторитет теологический


Буддизм не признает авторитета в вопросах учения Будды, будь то слово учителя, монаха, священного текста, комментатора и т. д. Учение Будды можно познать лишь на практике, и тогда познавший это учение становится авторитетом для себя. Поэтому в буддизме нет ересей.

Агванхайдав


(1779-1838) — идеолог и основатель обновленческого движения в монг. ламаизме. Настоятель столичного монастыря Гандантекчинлинг, представитель высшего духовенства страны. А. первым выступил с обличением пороков ламства. Его сочинение ‛Послание ко всем дурханам и бодхисаттвам, непобедимым святым покровителям‛ бичевало невежество, стяжательство, разврат в среде не только низших, но гл. обр., высших слоев лам, в т. ч. лам-перерожденцев, требовало возврата к первонач. чистоте буддизма. А. уже в пер. пол. 19 в. сформулировал осн. требования ‛обновления‛ буддизма, к-рые стали частью идеологии нац. просветительства и смогли быть реализованы лишь в нач. 20 в.: перевод тиб. религ. литературы на монг. язык, введение преподавания религ. и светских дисциплин в монастырских школах на монг. языке, отстранение высшего ламства от участия в мирских и гос. делах.

Агинский дацан


Ламаистский монастырь в Бурятии, действующий в наст. вр. Строился с 1811 по 1816. В 1816 освящен ламй Ринченом. Божество-охранитель (сахюсан) — Джамсаран. Кроме гл. храма (цокчина) имелось 7 малых сумэ в честь сл. богов пантеона — Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. А. д. известен тем, что с самого основания здесь совершался Маанийн (или Арьябалын бутээд) хурал, исполнявшийся ежедневно 4 раза в день. В службе принимали участие все ламы, начиная от ширетуя (настоятеля) до нештатного гелунга. В обычные дни обряд отправляли 1–2 гелунга, в празд. — 8 гелунгов. В 19 в. в А. д. насчитывалось 60 лам-лекарей, велось изучение медицины. С 1861 при А. д. существовала философская школа цаннит чооре. Далеко за пределами Бурятии славилась и печатня А. д., в к-рой хранились 47 525 ксилографических досок с тиб. и монг. текстами, а также деревянные клише с рисунками и культовыми изображениями. В А. д. печатались книги по будд. философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантричсские трактаты на тиб. языке, издавалась популярная дидактическая лит-ра, словари, справочники на бур. и монг. языках. В кон. 30-х гг. 20 в. А. д. был закрыт, его здания частично разрушены, оставшиеся целыми использованы в светских целях (в гл. храме в теч. неск. десятков лет размещался туберк. санаторий). Предметы культа и религ. искусства, изъятые из А. д., были отправлены в музеи Москвы и Ленинграда. С 1946 А. д. открыт заново, в нем действует 1 храм, живет ок. 20 лам

Аджанта


Комплекс пещерных храмов в горах Аджанты на плоскогорье Декана (Цент. Индия), созданные во 2 в. до н. э. — 7 в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер, в некоторых сохранились буддийские фрески и статуи, относящиеся к 6 в. н. э.

Аджина-Тепе


Холм в 12 км к сев.-вост. от г. Курган-Тюбе в Вахшской долине (Южн. Таджикистан), образовавшийся на месте будд. монастыря 7 — нач. 8 в. Раскопки выявили здесь остатки прямоугольного в плане здания (ок. 100×50 м), сооруженного из сырцового кирпича и битой глины по четкому плану. Монастырь состоял из двух дворов с четырьмя айванами — открытыми помещениями под сводчатой кровлей, монаш. кельями, культовыми, хозяйств, и вспомогат. постройками. В центре сев.-зап. двора — большая ступа в виде кубического монолита на ступенчатом постаменте с двухмаршевыми лестницами посреди каждой из четырех сторон; верхняя часть ступы — барабан и купол — не сохранилась. Найдены также остатки многоцв. стенных росписей и отд. части глиняных раскрашенных скульптур (в т. ч. 12-метровой статуи Будды в нирване), вотивные ступы и миниатюрные их макеты. А.-т. — яркий образец небольшого сельского будд. монастыря Ср. Азии времени, предшествующего арабским завоеваниям 8 в.

Адибудда


В мифологии махаяны и ваджраяны осмысляется как ‛изначальный будда‛, т. е. персонификация сущности всех будд и бодхисаттв. Неясно, когда именно появился в буддизме этот образ, но в 10- 11 вв. он получил широкое распространение в связи с концепцией Калачакра. Адибудда наиболее популярен в Непале, Тибете, странах Вост. Азии. В некоторых рых школах буддизма в качестве Адибудды почитаются другие будды: Самантабхадра, Ваджрадхара, Вайрочана.

Азиатская Буддийская Конференция за Мир (АБКМ)


Международная неправительств. орг-ция буддистов стран Азии, основанная в 1970. Штаб-квартира находится в монастыре Гандантекчинлинг в Улан-Баторе. Президентом орг-ции является глава буддистов Монголии, носитель титула и сана хамбо-лама. Целями и задачами АБКМ являются: объединить буддистов Азии в их стремлении к миру и спокойствию на Земле: всемерно способствовать распространению и претворению в жизнь будд. учения, проповедующего высокие идеалы мира, гармонии и соц. справедливости; решительно выступать за мир и безопасность в Азии и во всем мире, за полное запрещение ядерного и др. видов оружия массового уничтожения; поддерживать неотъемлемые требования народов на свободное и независимое развитие, в защиту прав и достоинства человека. АБКМ объединяет 15 нац. центров из 12 стран Азии, мн. Авторитетных будд. лидеров, политич. и обществ. деятелей. АБКМ имеет статус третьей категории в ЭКОСОС и ЮНЕСКО.

Айртам


Урочище на правом берегу Амударьи, в 10 км к востоку от г. Термеза, на юге Узбекистана, с остатками древнего поселения. Здесь раскопаны два будд. комплекса кушанского времени (2–4 вв.). В первом комплексе, располагавшемся на холме, окруженном остатками стены, обнаружены остатки монастырской постройки, богато украшенное святилище и следы крупного прямоугольного постамента, скорее всего — от ступы. С этим комплексом связаны также находки замечательных каменных составных капителей с высокохудожеств. рельефными изображениями полуфигур музыкантов и гирляндоносцев на фоне пышной аканфовой листвы, а также части каменного рельефа с большой надписью кушанским письмом. Во втором комплексе, лежавшем значит. восточнее первого, раскопаны относит. хорошо сохранившаяся ступа с прямоугольным основанием и полусферическим верхом и остатки сырцовой постройки с фрагментами каменных архитектурных деталей. Установлено, что А. в кушанское время представлял собой довольно крупное поселение, где вблизи от переправы через Амударью обосновалась сильная будд. Община.

Ак-Бешим


Городище в Чуйской долине на сев. Киргизии, к востоку от г. Фрунзе, где раскопаны два будд. храмовых комплекса 6–8 вв. Первый представлял собой прямоугольное в плане сооружение с большим внутр. двором, группой помещений у входа и группой культовых строений (восьмиколонный зал и святилище, окруженное с трех сторон обводным коридором). В зале и святилище при раскопках найдены многочисл. фрагменты глиняных и металлич. будд. фигур и др. культовых предметов. Второй храм, квадратный в плане, был окружен по периметру обводным коридором. Храм включал внутр. двор и крестовидное в плане святилище, окруженное с трех сторон обходным коридором. В святилище найдены фрагменты глиняных раскрашенных будд. статуй и лепных архитектурных украшений

Акусала


Неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являются черная свинья, красный петух, зеленая змея.

Акшобхья


Будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение бесстрастия, невозмутимости. Впервые упоминается в текстах первых веков до н. э. В ваджраяне А. — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света — Восток, цвет — голубой, животное — слон, чувство — осязание, элемент — вода, символ — ваджра; его женское соответствие (праджня) — Лочана, эманирующий из него бодхисаттва — Ваджрапани; чаще всего его изображают сидящим на голубом лотосе. Как объект культа А. почитается в Непале, Тибете, был популярен в др.-яванском буддизме.

Алая – виджняна


Единое первонач. индивидуальное сознание, к-рое невыразимо. В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма) и содержатся определяемые кармой ‛ростки‛ всех возможных идей и объектов, являющихся модусами этого сознания. А.-в. не является абсолютом, оно только относительно реально, т. к. соотносится с феноменальным миром, к-рый, согласно йогачарам, добавившим этот вид сознания к шести традиционным для буддизма видам сознания, иллюзорен. В ряду конструируемых А.-в. идей возникают также ошибочные понятия о ‛Я‛ как личности и о ‛не-Я‛ — феноменальном мире. Ашвагхоша считал А.-в. ступенью в эволюции к ‛таковости‛ (татхата), к-рую можно отождествить с абсолютом. С прекращением действия кармы А.-в. угасает в нирване, где снимается дуализм ‛Я‛ и ‛не-Я‛.

Амар Баясгалант


Будд. монастырь в Монголии, заложенный в 1728 по приказу маньчж. императора в качестве усыпальницы умершего в 1723 Ундур-гэгэна, первого главы ламаистской церкви Монголии. В 1737 строительство было закончено. А. Б. — один из лучших образцов ср.-век. монг. культового зодчества, при создании к-рого были использованы последние достижения в кит. и монг. строительном искусстве (напр., система внутр. водостока, грунтовка глиной, замешенной на свиной или конской крови, и др.). В А. Б. имелись неск. храмов и 2 усыпальницы с мощами в виде мумифицированных тел первого и четвертого главы монг. церкви — ‛живых богов‛, перерожденцев Джебцзун-дамба-хутухты. В кон. 30-х гг. 20 в. А. Б. был предназначен к уничтожению, как и значит, большинство монастырей и храмов Монголии, но случайно уцелел. В кон. 70-х гг. началась реставрация А. Б., принято решение о создании в нем музейного комплекса.

Амаравати


Место вблизи Мадраса (Индия), где сохранились образцы будд. изобразительного искусства 2 в. до н. э. — 3 в. н. э. (рельефы на ограде и цоколе ступы). Искусство А. представляет собой синтез сев. и южноинд. скульптуры, для к-рого характерны ярко выраженная экспрессия и динамизм изображаемых массовых сцен.

Амбедкар Бим Рао


(1891 — 1956) — обществ. и политич. деятель Индии. Входил в законодательную ассамблею Бомбея, был министром юстиции центр. пр-ва, участником разработки проекта нынешней конституции. Выступал за улучшение условий жизни неприкасаемых. В окт. 1956 А. и 0,5 млн его последователей отреклись от индуизма и приняли буддизм. Основал Индийское будд. об-во в г. Нагпур.

Амидаизм


Одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 5–6 вв. в Китае. Получило название по имени гл. будды этого течения — Амиды. Канонич. текстами А. являются ‛Три сутры об Амиде‛, в к-рых отражены осн. догматич. положения данного направления. Целью адепта А. является возрождение после смерти в ‛чистой земле‛ Амиды, будд. рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь. На учение А. о ‛чистой земле‛ несомненное влияние оказывали даосские представления о бессмертных, ведущих блаженное существование на далеком острове в океане. Возрождение в ‛чистой земле‛ возможно только при помощи будды Амиды, который дал обет перенести все живые существа после их смерти в свой рай. Верующий в спасительную силу Амиды должен молить будду о помощи, повторяя сакральную фразу ‛Слава будде Амиде!‛ и совершая благодетельные поступки. А. получил широкое распространение прежде всего среди сельского населения, хотя в число его приверженцев входила и какая-то часть имущих слоев. В Китае ведущей школой А. была Цзинту-цзун, теоретики к-рой систематизировали догматич. положение ‛Трех сутр об Амиде‛ и разработали доктринальный комплекс А. как религ. течения. В Японии, где А. приобрел исключит, популярность в 13 в., возникло четыре гл. школы в рамках этого течения — Юдзу нэмбуиу-сю. Дзёдо-сю, Дзёдо-синсю, Дзи-сю — идеологи к-рых предлагали несколько отличные друг от друга трактовки основополагающих амидаистских догм.

Амитабха


Будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение ‛неизмеримого света‛. В текстах хинаяны о нем нет упоминаний. Культ его возник в Индии в первые века н. э. Амитабха — создатель и владыка рая Сукхавати, в котором могут возрождаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабхи живые существа. В ваджраяне Амитабха — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света — Запад, цвет — красный, животное — павлин, одно из 5 чувств — вкус, элемент — огонь. Эманация Амитабхи — бодхисаттва Авалокитешвара, земное воплощение — Будда Шакьямуни, а по мнению последователей гелугпа — также и Панчен-лама. Символ Амитабхи — нищий буддийский монах с патрой, его женское соответствие (праджня) — Пандаравасини. Обычно Амитабха изображается сидящим на троне в виде павлина в позе созерцания с монашеской чашей для сбора подаяний в руках.

Амогаваджра


(705 — 774) — инд. будд. монах, переселившийся в 720 в Китай и получивший там имя Букун. Один из ведущих теоретиков и практиков эзотерич. буддизма. Приобрел известность как переводчик на кит. язык сутр и трактатов (гл. обр. эзотерич.) с санскрита. У одного из учеников А. обучался яп. монах Кукай, основатель школы Сингон-сю

Амогасиддхи


Один из будд в будд. мифологии, олицетворение непогрешимой истины. В текстах махаяны и хинаяны не упоминается: в ваджраяне — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С А. ассоциированы: страна света — Север, цвет — зеленый, элемент — воздух, чувство — обоняние. Его животное — спутник — Гаруда, его праджня — Тара, его земное проявление — будда Майтрея. А. особенно популярен в Тибете и Монголии.

Амритананда Тхера


(р. 1918) — глава непальских буддистов. В 1936 получил посвящение в будд. монахи в г. Кушинаре. В 1940 стал махатхерой (т. е. великим тхерой) на Шри-Ланке. В 1951 основал Всенепальское общество будд. монахов, в 1952 — будд. колледж. В наст. вр. в Непале живет 70 будд. монахов, из них 60 — тхеравадины, имеется 28 вихар

Ананда


Двоюродный брат царевича Гаутамы и его любимый ученик, который сопровождал Будду как слуга в течение 45 лет. После смерти Будды со слов А. был составлен свод поучений — Сутта-питака.

Ангкор


Комплекс религ. сооружений 12 в. в джунглях Камбоджи. Наиб. известен в этом комплексе Ангкорский храм, одно из красивейших сооружений в мире. Терр. храма — 1000×850 м. На трех мощных террасах, поднимающихся вверх ступенчатой пирамидой, помещаются пять храмов-башен. Вся галерея первой террасы покрыта сплошными барельефами высотой ок. 2 м. Изображения людей, животных, мифологич. персонажей перемежаются растительным, линейным и геометрическим орнаментом. Среди сюжетов преобладают сцены из ‛Рамаяны‛ и ‛Махабхараты‛. На второй террасе ок. 2 тыс. изображений ‛небесных танцовщиц‛ (апсар). Вблизи Ангкорвата находятся руины кхмерской столицы — Ангкортхома с центр. храмом Байон, посвященным бодхисаттве Авалокитешвара.

Анитья


Непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Именно из-за непостоянства бытия ему присуще страдание (дуккха) и отсутствие самости (анатман, анатта). Понимание того, что все в жизни непостоянно, подвержено изменениям, разрушается и исчезает, является первой стадией достижения нирваны (сотапатти).

Анумана


В будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится как ‛последующее измерение‛, ‛последующее мнение‛, т. к. выводное знание следует за восприятием логич. признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логич. признаком. Логич. термины не были еще жестко определены, и то, что объявлялось меньшим термином, с таким же успехом могло рассматриваться и как больший термин. Буддисты различали ‛вывод для себя‛ (свартханумана) — умозаключение, состоящее из двух суждений, похожее на энтимему в зап. логике, и ‛вывод для другого‛ (парартханумана) — состоящий из трех высказываний, похожий на простой категорический силлогизм в модусе Барбара. ‛Вывод для себя‛ функционирует в будд. учении как средство познания объекта через его знак, а ‛вывод для другого‛ — как способ доказательства, или силлогизм. В зависимости от разновидности логич. знака выводы делились на основанные на причинно-следственной связи, на отношении тождества и на отрицательные выводы, к-рых насчитывалось 11 модусов.

Анурадхапур


Древняя столица Шри-Ланки. Основана в 437 до н. э. Во времена нашествия тамилов в 1 тыс. н. э. мн. города сев. части о-ва были разрушены, в их числе А. и Полоннарува, и заросли джунглями. В 19 в. эти города были частично восстановлены. В А. сохранились огромные дагобы: Тупарама (3 в. до н. э.), Руванвелисея (Махатхупа) (2 в. до н.э.), Абхаягири тхупа (1 в. до н. э.), остатки искусственных водоемов, дерево Бодхи, высаженное, согл. традиции, в 3 в. до н. э., руины храмовых зданий.

Апарашаила


(иначе Апараселийя, Махаванаселийя; санскр., в будд. традиции — ‛те, к-рые поселились на Западной горе‛) — подшкола чайтики. А. образовалась ок. 2 в. до н.э. в результате незначительных разногласий по вопросам дисциплины, возникших в общине последователей монаха Махадевы. В целом взгляды последователей А. совпадали с учением и культом ее материнской школы. Сакральное значение для них имели исключительно тексты Виная-питаки. Расцвет А. падает на период правления династий Сатава-ханов (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.) и Икшваков (3 в. н.э.). В это время. духовные центры этой школы создаются в Амаравати, Гханташале, Аллуре, Канхери, Нагарджуниконде. А. просуществовала вплоть до кон. 7 в. н. э.

Архат


Человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз, не возвращающийся; архат). К числу Архатов относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны их насчитывается 16, в махаяне — 18. Архат входит также в число эпитетов Будды. В хинаяне Архат более популярны, чем в остальных направлениях буддизма.

Арьядева


(3 в.) — крупнейший представитель школы мадхьямика в Индии после Нагарджуны, уроженец Шри-Ланки. Ученик Нагарджуны, вместе с к-рым путешествовал, долго был пандитом в Наланде. А. приписывают 23 работы, из к-рых, несомненно, ему принадлежат 5. Наиб. значит, из них — ‛Хаставалапракарана‛ и ‛Чатухшатака‛. Его соч. переводились на тиб., кит. и яп. языки. А. внес значит. вклад в разработку осн. будд. концепций, оказал большое влияние на подъем и оживление интеллектуальной жизни в ср.-век. Индии. Почти во всех соч. защищал центральную для мадхьямики концепцию пустоты (шунья), осн. его оппонентами были санкхьяики и вайшешики. Его вклад особенно велик в филос.-полемич. учение. Согл. А., истинно сущее (парамартхасат), или абсолютное состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносит. категориях, оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, а таковым может быть только сознание-пустотность. По его мнению, истинно сущее реализуется практически путем опровержения (‛опустошения‛) всех лжеидей по поводу сущего, в первую очередь о неизменном среди всеобщей изменчивости, о счастье среди океана страданий, о вечной душе (атман) среди невечного мира, о прекрасном среди безобразного. Размышления о таких идеях А. называл невежеством и приписывал его буддистам тех школ, к-рые чурались учения махаяны о пути бодхисаттвы, не испытывающего ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому или призрачному. В тиб. традиции А. причисляется к ‛шести драгоценностям‛ будд. философии: Нагарджуна, А., Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти. В кит. буддизме трактат А. ‛Шата-шастра‛ (‛Сто строф‛) относится к осн. источникам школы Сань-лунь-цзун

Арьяшура


(ок. 4 в.) — поэт, автор известной поэмы ‛Джатакамала‛ (Гирлянда джатак), называемой также ‛Бодхисаттва- авадана- мала‛, посвященной поучительным историям из прежних рождений Будды. А.- уроженец Сев. Индии, брахман по происхождению, но перешел в буддизм. Ему приписывают также целый ряд менее известных произведений: ‛Бодхисаттва-джатакасья дхармагхана‛ — короткий пересказ ‛Гирлянды джатак‛, ‛Супатхадешапарикатха‛, содержащая моральную проповедь, ‛Пратимокшасутра-паддхати‛ — комментарий из ‛Пратимокшасутру‛ сарвастивадинов и др. В своих соч. А. уделял больше внимания не филос., а популярным аспектам буддизма, т. к. ориентировался на простых верующих. Как защитник молодой религии внес значит, вклад в будд. лит-ру на санскрите.

Асана


Ряд фиксированных поз. Одни позы используются для медитации, например поза со скрещенными ногами ‛ваджрапарьянка-асана‛ (в индуист. йоге именуемая позой лотоса).

Асанга


(4 в.) — великий индо-будд. мыслитель, один из основоположников школы йога-чара, к-рому приписывается в тиб. каноне авторство 19 трудов, в том числе по абхадхарме и праджняпарамите. А. философски развил учения махаянских сутр: 1) об алая-виджняне, или ‛сокровищнице сознания‛, к-рая имеет постоянно меняющееся множество ‛семян‛ и ‛кармических зародышей‛, дающих жизнь очередным индивидам сансары, поэтому путь к нирване состоит в прекращении влияния кармы, или в ‛непрорастании‛ семян в сознаниях, их множественность иллюзорна, т. е. каждый до освобождения пользуется лишь частицей единого сознания Татхагаты (‛Махаянасамграха‛); 2) о виджняна-матре, или ‛только сознании‛, к-рое есть поток частиц (дхарм) и их сочетаний, а в задачи его познания входит доказательство нереальности этих конструкций мыслетворчества и реальности самого осознавания этого (‛Абхидхармасамуччая‛); 3) об идеале бодхисаттвы, или просветленного существа, способного стать буддой, но остающегося в нижних регионах Вселенной ради оказания помощи и спасения других индивидов (‛Иогачарабхуми-шастра‛); 4) о высшей реальности, предстающей ‛тремя телами Будды‛ (см. Трикая) — невыразимое ‛тело дхармы‛, ‛тело блаженства‛, ‛тело воплощения‛, в к-ром будды приходят к людям возвестить истинное учение (‛Махаянасамграха‛).

Аскетизм


Практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период (ок. 1500–1200 до н. э.). Практика А. была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге и джайнизме). Будда под влиянием существовавшей традиции тоже пробовал прибегнуть к А., но его надежды на аскетич. практику как способ достижения просветления не оправдались, и в первой своей проповеди Будда осудил чрезмерный А. как недостойный и бесполезный, советовал следовать ‛срединным путем‛ (см. Восьмеричный путь), пролегающим между самоумерщвлением и чувственными обольщениями. В буддизме считается, что А. как форма поведения, направленная на приобретение сверхъестеств. способностей и умилостивление божеств, служит эгоистич. интересам. Единств, вид А., к-рый буддизм поощрял, это самоконтроль за физич. состояниями тела как средство к достижению самоконтроля над сознанием, т. е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства. Для этих целей существовали 5 заповедей и 3 дополнительных правила для мирян, для монахов — 10 заповедей и 227 предписаний. Идеалом буддизма был не аскет, предающийся аскезе ради личного блага, а бодхисаттва, пекущийся о благе других.

Асуры


Персонажи индийской мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили свое название — ‛а-сура‛ означает ‛не-боги‛. В индуистской и буддийской мифологиях много сюжетов о борьбе Асуров с богами, в которых Асуры постоянно терпят поражение. Одна из причин раздоров — мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях Асуров, а ветви с созревающими плодами — во владениях богов. В буддийской мифологии Асуры образуют один из 6 миров сансары, место их обитания — пещеры горы Меру. Мир Ачуров наряду с другими 5 мирами (богов, людей, животных, духов ада) является местом, где в зависимости от своей кармы могут перерождаться живые существа.

Атиша


(982-1054) — инд. ученый, будд. монах, проповедник; с 1042 до конца жизни странствовал по Тибету. С его именем связывается возрождение буддизма, восстановление института монашества с жестким соблюдением дисциплины, активное распространение концепции ‛колеса времени‛ (калачакра) и создание системы тибетского летосчисления (1051), а также перевод филос. текстов праджняпарамиты. Его труды ‛Ботхипатха прадипа‛ (‛Светильник пути просветления‛) и ‛Боджисаттваманьявали‛ (‛Драгоценная гирлянда бодхисаттв‛) посвящены трехступенчатой классификации интеллекта (высший, средний, низший) и возможности, в зависимости от уровня интеллекта, достичь состояния просветления. Они сыграли значит. роль в становлении и развитии собственно тиб. школ буддизма — кадампа и гелугпа.

Атман


Буквально ‛Абсолютный дух‛, ‛Высшее Я‛, ‛Мировая душа‛, ‛Высшая реальность‛, ‛Абсолютная реальность‛, ‛Я‛ — одна из основных категорий брахманизма. С точки зрения представителей брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности, поэтому личное ‛Я‛ и мировое ‛Я‛ тождественны. Концепция Атмана всегда опровергалась буддистами.

Ашвагхоша


(ок. 80 — 150) — инд. философ и поэт. Его считали величайшим поэтом Индии до Калидасы (5 в.) и отцом санскр. драмы. Рожден в брахманской семье и исповедовал брахманскую религию, но затем перешел в буддизм. Среди приписываемых ему соч. трактат ‛Махаянашраддхотпада — шастра‛ (‛Пробуждение махаянской веры‛), известная поэма ‛Буддха-чарита‛ (‛Жизнеописание Будды‛) и ‛Махаланкара‛ (‛Книга Славы‛).





Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram