Иволгинский дацан

Буддийский словарь

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву




Габала


Сосуд, сделанный из человеч. черепа или имитирующий его, оправленный в металл, используется в культовой практике ваджраяны для эзотерич. служб в честь богов ранга ‛защитников веры‛ (дхармапала). Обычно Г. помещают на треугольной подставке, прикрывают выпуклой крышкой, на вершине к-рой имеет вид ваджры или иного будд. символа. Г., включая подставку и крышку, могут быть изготовлены из драгоценных металлов, украшены бирюзой, кораллами. В момент проведения ритуала Г. наполняют водкой, иногда подкрашенной в красный цвет, имитирующей кровь еретиков — возможно, след кровавых добудд. жертвоприношений, повлиявших на формирование будд. Культа.

Галдан


Рай будды Грядущего мирового периода (Майтреи).

Гампопа


(1079-1153) — тиб. проповедник, представитель школы кагьюдпа, ученик поэта Миларепы. Последовательно разрабатывал концепцию почитания учителя — духовного наставника, утверждая, что почитание даже единств. волоска учителя еще более высокая заслуга, чем почитание всех будд прошлого, настоящего и будущего. Опираясь на учение Г., один из учеников основал школу кармапа.

Гандантекчинлинг


Действующий будд. монастырь Монголии. Основан в 1838 по инициативе пятого Джебцзун-дамба-хутухты. К нач. 20 в. считался одним из крупн. в стране. В кон. 30-х гг. его постигла та же участь, что и прочие 747 монастырей Монголии. Г. был закрыт, частично разрушен, часть лам репрессирована, часть добровольно сняла сан и вернулась в ‛мир‛, влившись в ряды скотоводов, интеллигенции и т. п. Заново был открыт в 1949. При нем создана община буддистов Монголии во главе с Хамбо-ламой. С 1970 при Г. функционирует Будд. духовная академия, готовящая кадры духовенства для Монголии и будд. монастырей в России. При Г. функционирует штаб-квартира АБКМ. На терр. Г. находятся 2 действующих храма, библиотека, в к-рой хранятся более 50 тыс. единиц будд. рукописей и ксилографов и подарки будд. общине Монголии от зарубежных буддистов Азии, Европы и США; адм. корпус, юрта для приема почетных гостей, ряды молитв, барабанов; гигантские курильницы, в дыму к-рых верующие ‛очищают‛ четки, платки, головные уборы. В течение года в Г. отмечают 6 крупных многодневных хуралов, посвященных главным датам будд. календаря (рождению Будды и погружению его в нирвану, памяти Цзонхавы, будде будущего Майтрее и др.), кроме того, в нем совершаются ежедневные текущие службы. В последние годы Г. был реставрирован, к его комплексу подключен ряд окрестных будд. памятников (храм Женрейсега, ступа, воздвигнутая в 1958 ‛Во имя мира во всем мире‛ и т. д.). На терр. монастыря хранится ряд выдающихся произведений будд. искусства (скульптуры Дзанабадзара, написанные золотом на черной бумаге тома Ганджура и т. д.).

Ганжур


Это своеобразная буддийская энциклопедия, в которой сконцентрировано все учение Будды. . Считается, что чтение Ганжура равнозначно разговору с самим Буддой Шакьямуни. По буддийской легенде текст "Ганжура" был вырезан на деревянных досках его учениками. Позже эти текста с давних времен хранились в столице Тибета, в Лхасе, в одном из монастырей. "Ганжур", (с тиб. - "перевод слов") - перевод и толкование слов сказанных Буддой. Это собрание сочинений по различным вопросам в области: теологии, философии, истории, логики, медицины, языкознания. Он делится оно на пять разделов: 1–й раздел – Сутр. В него входят изречения нравственно–дидактического толка. Сюда же включается и "Джатака", содержащая рассказы о случаях, происходивших с Буддой во время его перевоплощений; 2–й раздел – Абхидхарма – содержит сочинения по философии; 3–й раздел – Дулвы. В нем излагается нравственный устав организации буддийской общины; 4–й раздел – Тантр – содержит рекомендации по самоусовершенст-вованию и самопознанию; 5–й раздел включает в себя различные литературные памятники и трактаты по астрономии, математике, медицине, языкознанию.

Гаруда


Мистическая птица, несущая в клюве змею, представляет элемент Огня. Также олицетворяет защитников местности и поэтому очень много практик по лечению недугов и болезней связанны с практикой Гаруды. В буддизме существует много способов для выздоровления и отведения болезней с помощью мантры Гаруды. Считается, что Шакьямуни в одном из своих прошлых земных рождений был Гарудой, поэтому Гаруда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеей в клюве. Популярный персонаж в мифологии тибетцев, монголов, бурят, калмыков (монг. Хан Гаруди, Хангарид, бур. Хэрдиг, калм. Хэрд).

Гелугпа


Буддийская школа в Тибете, созданная в нач. 15 в. Цзонхавой. Глава школы, он же настоятель ее главного монастыря – Галдан носит титул гьялва (‛победитель‛) и считается воплощением бодхисаттвы Ченрези (см. Авалокитешвара). Установив при помощи монголов в сер. 16 в. власть над Тибетом и закрепив ее при посредстве китайцев, контролировавших с сер. 17 в. сношения Тибета с внешним миром, школа распространилась в Монголии, Бурятии Калмыкии, Туве, Китае (преимуществ. как придворный культ). Доктрина школы опирается в индийской традиции на учение мадхьямиков-прасангхнков, в тибетской — в основном на школу кадампа. Последователями елугпа. было разработано учение о ‛степенях пути‛ или лам-рим, под руководством ламы-учителя. Значение последнего в Гелугпа столь велико, что в традиции трехчленная формула обета Будде, общине и учению дополняется четвертым членом — обетом ламе. Внутреннее единство школы Гелугпа цементировалось строгим уставом, требовавшим от монахов безбрачия, отказа от употребления алкоголя и мяса, систематическое повышения своего образования, соблюдения новой обрядности (празднования Нового года и др.). Влияние школы закреплялось быстрым строительством монастырей: Галдан (1409), Брайбун (1416), Сера (1419) вблизи Лхасы и Ташилхунпо (1447) в Зап. Тибете.

Гесер


Персонаж тиб. мифологии и мифологии монг. народов (в т. ч. и бурят), ряда тюркских (саларов, тувинцев, алтайцев) и тибето-бирманских народностей; герой сюжетных циклов эпич. сказаний Гесериады. Включен в ламаистский пантеон, иногда отождествляется с божествами Далха или Джамсаран. В Китае с кон. 18 в. его отождествляют с Гуаньди — кит. богом войны, покровителем и защитником династии. Согл. поверьям, дух Г. нисходит на певца-исполнителя эпич. сказаний. В культовой практике Г. — защитник воинов, податель счастливой судьбы, победитель демонов, погодное божество. Г. посвящались театрализованные представления — Линдро-ролмо. Согл. преданию, Г. — придет во главе армии из мифич. страны Шамбала, когда буддизм и Тибет окажутся в опасности.

Геше


Доктор будд. философии.

Гносеология буддийская


В раннем буддизме, так же как в эпоху господства идей Нагарджуны, не существовало специально разработанной теории познания, Гносеолог. проблемы имели подчиненное значение и рассматривались в комплексе с методологич. и логич. проблемами в рамках ‛науки о правильном ведении публичных диспутов‛ (тарка-видья, вадавидья, хету-шастра). Статус самостоятельной дисциплины под названием ‛наука об источниках достоверного знания‛ (прамана-вада) гносеология обрела в сочинениях Дигнаги (6 в.) и Дхармакирти (7 в.), причем правила ведения диспутов продолжали входить в нее в качестве второстепенного раздела. С самого начала гносеология строилась буддистами как теория, имеющая ограниченное применение лишь в сфере возможного опыта. Эта область истин, получаемых с помощью разума, никак не пересекается с областью истин откровения, ибо абсолют (нирвана) — цель всего буддизма — познается только с помощью мистической интуиции, присущей адептам, к-рые достигли высокой степени совершенства. Достижение правильного знания рассматривалось как отдельная ступенька на пути к этому совершенству. Следствием такой т. зр. было то, что вплоть до 6 в. буддисты не уделяли внимания процессам познания, отдавая предпочтение мистицизму и откровению. Однако необходимость вести полемику с оппонентами, значительно продвинувшимися в разработке теории познания, вынудила буддистов взяться за создание своего учения, основные положения к-рого они позаимствовали у реалистов-найяиков, приспособив их к собственной идеалистич. философии. Исходным пунктом Г. б. стало разделение двух уровней реальности: абсолютной, чистой реальности (парамартха) и эмпирической, феноменальной реальности (самврити). ‛Чистая реальность‛ — это поток дхарм, для человека она непознаваема. ‛Феноменальная реальность‛ — это то, что окружает человека в повседневной жизни. Она состоит из объективированных образов, возникающих в сознании человека под воздействием ‛чистой реальности‛ на его органы чувств и наделяемых сознанием пространственно-временными характеристиками, разл. чувственными и абстрактными качествами. Поэтому эта реальность — обусловленная, неподлинная и иллюзорная. Двум уровням реальности соответствуют два рода истины: истина, отражающая ‛чистую реальность‛, — это высшая истина (парамартха-сатья), и истина, отражающая состояние эмпирического мира, — это низшая истина (самврити-сатья). С т. зр. высшей истины во время познавательного акта имеет место как бы пересечение двух потоков дхарм. Один из них соотносится с познаваемым объектом, другой — с познающим субъектом. Элементы обоих потоков вспыхивают одновременно, но друг на друга никак не воздействуют, не входят друг с другом в контакт. В соответствии с законом зависимого происхождения нек-рые элементы неизменно появляются в сопровождении др. элементов. Напр., момент цвета (руна), момент органа зрения (чакшух) и момент чистого сознания (читта), возникая одновременно в непосредственной близости, образуют то, что называется ощущением цвета (спарша). Наличие двух уровней реальности обусловливает наличие двух познавательных способностей человека: восприятия и вывода. Дхармакирти определял восприятие как ‛такой источник нашего познания, к-рый отличается от мышления и не представляет собой иллюзии или обмана чувств‛ (см. Пратьякша). В восприятии человеческие органы чувств имеют дело с единичными сущностями. Результатом восприятия является суждение восприятия или воспринятое представление, в создании к-рого принимает участие ум, называемый буддистами органом внутр. чувства. Под выводом как вторым источником знания (см. Анумана) буддисты имеют в виду мышление вообще как область чистой идеальности. Буддисты считают все формы и продукты мышления нереальными, так как они конструируются по своим собственным законам, никак не вязанным с реальностью, поэтому они называют мышление и его продукты ‛сконструированными‛. По словам Дхармакирти, ‛деятельность мышления состоит в создании такого образа и представления, к-рое способно быть обозначенным словом и слиться с ним‛. Чувственное познание более совершенно, чем интеллектуальное познание, ибо чувственное познание аффицируется абсолютной реальностью, интеллектуальное же познание имеет дело с мыслит. конструкциями. Концепция вывода послужила ядром формирования будд. логики, ибо в ее рамках начинают ставиться и решаться чисто логич. проблемы: проблема сущности суждения, проблема форм правильных силлогизмов, проблема обоснования отношения логич. следования (или материальной импликации), строится классификация логич. ошибок. Блестящие достижения буддистов в этой области определили ведущее положение будд. логики в ср.-век. Индии, ее влияние на логич. разработки представителей всех остальных школ, хотя будд. форма логики сильно отличалась от всех прочих по исходным филос. принципам и по своей экстенсиональной направленности. (Н. А. Канаева)

Гокулика


Школа ветви махасангхика. Возникла в кон. 3 в. до н. э., отстаивая достоверность махаяна-сутр, что привело к ее выделению из махасангхики. Центральным пунктом учения школы Г. становится утверждение о том, что ‛сансара — это лишь пепел (куккула)‛, отсюда др. название Г. — ‛куккулакатха‛, или ‛рассуждение о горячем пепле‛, иначе ‛куккулагирийя‛, или ‛те, к-рые живут на горе пепла‛. В отличие от материнской школы махасангхика, Г. признавала сакральность лишь за текстами Абхидхармы, поскольку, с ее т. зр., только этот раздел свят. писания содержал истинное учение Будды, а изучение Суттапитаки порождает чрезмерную гордость и мешает достигнуть освобождения. Гокулики отказывались от любого вида проповеднич. деятельности. Они вели замкнутый, уединенный образ жизни, предпочитая проповедям созерцание, размышление и медитацию. Единственный известный нам центр Г. был создан в Джамалпуре, одном из районов Матхуры, во 2 в. н. э. Согл. Таранитхе, Г. исчезла между 4–9 вв. н. э.

Гусиноозерский дацан


(тиб. Даши Гандан Даржалинг) - ламаистский монастырь в Бурятии. Основан в 1741. Реставрирован в 1853. Божество-охранитель Г. д. — Лхамо. Монаст. комплекс Г. д. включал 17 больших и малых храмов. С самого основания (наряду с Монгольским дацаном) был резиденцией Хамбо-ламы. С 1809 официально становится центром управления будд. духовенства на терр. Забайкалья. При Г. д. действовала филос. школа цаннит (чойра) (см. Цаннит чооре), основанная в 1861. Культ и система образования — монг. (ургинская). Г. д. издавал книги на тиб. и монг. языках. В 1938 Г. д. был закрыт, часть его храмов разрушена, культовые предметы частично попали в музеи Улан-Удэ, многое просто исчезло. Осн. храмы Г. д. (Цогчин, Чойра, Деваджин, Аюши) сохранились. В 1957–63 велись реставрац. работы, по завершении к-рых храм Деваджин был перенесен в Музей дерев. зодчества Бурятии в пригороде Улан-Удэ, называемом Верхняя Березовка, а храм Аюши — в Историко-архитектурный музей Сиб. отд. АН СССР в Новосибирске. Уцелевшие на месте храмы Цогчин и Чойра продолжали пребывать в забвении. В 1990 начала возрождаться гусиноозерская будд. община, к-рая совместно с энтузиастами архитекторами пытается восстановить Г. д. как центр бур. будд. культуры и как архит.-худож. памятник. Ему возвращено его старое название — Тамчинский. В июле 1991 в связи с торжествами по случаю 250-летия официального признания буддизма в России его посетил и освятил Далай-лама XIV.





Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram