Иволгинский дацан

Буддийский словарь

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву




Далай-Лама


Титул политического и духовного владыки тибетского народа. Далай-Лама, защитник и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, буддийская персонификации милосердия. Титул Далай-Лама по происхождению монгольский. В 1578 монгольский князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо. 3-му наместнику школы гелугпа (1543-1588). Впоследствии титул распространился и на двух предшествующих наместников. Именно монгольский вариант титула Далай-Лама стал известен во всем мире. В самом же Тибете Далай-Ламой называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка) и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В истории Тибета известно 14 носителей титула, однако верующие принимают их всех за одного, существовавшего последовательно в каждом из 14 тел. После смерти очередного Далай-Ламы начинались поиски его нового воплощения. Новый Далай-Лама избирается после обнаружения и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации предыдущего (см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Далай-Ламы. Образование Далай-Лама получал в монастырях школы — гелугпа. Полная интронизация происходила в 16-18 лет. До достижения совершеннолетия нового Далай-Лама страной управлял регент. Имена первых Далай-Лам следующие: I - Гедундуб (1391-1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; II — Гедун Джамцхо (1475-1542), был настоятелем монастыря Дрепунг, III — Соднам Джамцхо (1543-1588), основал монастырь Гумбум; IV — Ендон Джамцхо (1589-1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Далай-Ламы.

Дана


Добродетель, подаяния милостыни бедными нуждающимся, а также дарения монахам или монашеской общине; одно из трех "добродетельных деяний, приносящих религ. заслугу", которые включают также моральное поведение (шила) и медитацию (бхавана); первое из десяти совершенств (парамита).

Дацан


Первонач. в ламаизме (тиб., монг., бур., калм.) название ф-та (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бурятском ламаизме Дацан стал названием самого монастыря.

Десять деяний


Десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение которых придает альтруистический характер всей последующей деятельности. Десять деяний включает в себя: 1) материальную помощь другим людям; 2) помощь советами; 3) терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4) самоотверженность в служении другим; 5) правильное понимание своего долга; 6) появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в "стране Будды"; 7) свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию вещей и несуществованию вещей; 8) обретение добродетелей, к-рые трудно обрести; 9) проповедь и распространение учения Будды; 10) постижение сущности "срединного пути".

Десять земель


Четвертый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). На этом этапе бодхисаттва актуализировал результаты прохождения предыдущих 40 ступеней, что выражалось в следующих его состояниях: 1) радость от постижения истинной сущности бытия; 2) чистота как следствие освобождения от всех "нечистот" земного мира; 3) излучение "света мудрости"; 4) углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5) ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6) проявление совершенного знания; 7) ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8) твердая убежденность в истинности "срединного пути" Будды; 9) ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без к.-л. помех проповедовать учение Будды; 10) ощущение себя облаком, которое орошает все живые существа учением Будды.

Десять рвений


Определение десяти из 52 ступеней (с 31 по 40) пути бодхисаттвы, включающие в себя: 1) спасение других живых существ втайне от них; 2) несокрушимую веру в истинность буддийского учения; 3) проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4) посещение будд в местах их пребывания и служение им: 5) благословение других живых существ; 6) наделение других живых существ безграничным благом; 7) видение в других живых существах всех миров дхармы; 8) постижение истинной сущности всех вещей и явлений: 9) освобождение от всех без исключения привязанностей; 10) освобождение от какой-либо зависимости от вещей и явлений.

Десять ступеней веры


Первые десять из 52 ступеней пути бодхисаттвы: 1) пробуждение "чистой" веры в учение Будды; 2) запоминание всего постигнутого; 3) усердие в продвижении по пути бодхисаттвы; 4) сосредоточенность на размышлении о пути бодхисаттвы; 5) обретение мудрости для постижения истинной сущности вещей и явлений; 6) принятие обетов; 7) направление ранее обретенных добродетелей на достижение просветления; 8) предохранение от земных желаний; 9) борьба с привязанностями ко всему земному; 10) соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает обретение веры в спасительную силу буддийского учения.

Десять ступеней укрытия


Второй этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 11 по 20), прохождение к-рых обеспечивает невосприимчивость к различного рода земным соблазнам (т. е. "укрытие" от них): 1 ) стремление стать буддой; 2) постижение "пустоты" вещей; 3) совершение благих деяний; 4) постижение относительности и условности всех вещей и явлений; 5) постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение благих деяний; 6) обретение высшей мудрости — "праджни"; 7) достижение такого уровня просветленности, когда уже невозможно возвращение на какую-либо пройденную ступень; 8) обретение неподверженности влияниям со стороны ложных учений; 9) убежденность в возможности стать буддой; 10) постижение того, что ничто не рождается и не умирает.

Дзен


(яп., кит - чан). Одна из наиб. Влиятельных буддийских школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав в себя элементы многих буддийских направлений; мадхьямиков, йогачаров, Хуаянь-цзун; несомненно, некоторое влияние на идеи чань оказал даосизм. Дзен признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как неистинный. иллюзорный, "ничто" (му). Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, которая есть не что иное, как "сущность будды" (буссё). Достичь пробуждения (сатори) и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть их сокровенную суть и осознать свою причастность ко всему сущему. Большое внимание уделяется в Дзен проблемам психотренинга, для чего используются прежде всего практики дзадзэн и коан. Из учения Хуаянь Дзен позаимствовал идею о тотальной взаимосвязи общего и частного, что выражается принципом "все в одном, одно во всем". Дзен не признает существования вселенского Будды, считается, что он наличествует в каждом индивидууме, который в свою очередь тождествен абсолюту и является вместилищем неограниченных возможностей. Существование в мире каких-либо принципиальных оппозиций есть фикция, порождение "замутненного" сознания. В действительности же между субъектом и объектом, нирваной и сансарой, жизнью и смертью, знанием и невежеством не существует никакой разницы. "Пробужденное" сознание приравнивается к "безмыслию" (мунэн), а мир предстает для него недвойственным (фуни). В то же время Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы.

Дзогчен


Сокращение от тиб. дзогпаченпо, букв. — "великое совершенство" — учение, входящее в ньингмапа как высшая 9-я ступень практики, называемая также Атийогой (изначальной йогой). Согласно древним тантрам, Дзогчен восходит к истокам цивилизации, содержит элементы древне-инд. философии и практики. Дзогчен - это быстрый путь достижения состояния будды, раскрывающий сокровенную природу личности. Изложение сущности Дзогчен приписывается Гарабу Дорже (1 в. н. э.), жившему на сев.-зап. Индии. Он сформулировал свой опыт в концепции Изначального состояния, которому присущи Изначальное знание. Изначальная свобода и Совершенство.

Донгак


Часть монашеской одежды в Тибете. Из-за высокогорного, холодного климата Донгак служил своего рода рубашкой без рукавов. Он похож на шкуру с головы слона, слон считается сильным животным, поэтому монах, надевающий эту одежду, создаёт предпосылку для того, что бы в будущем обрести мощь для отбрасывания негативной кармы и увеличения добродетели подобно могуществу слона. Наплечники заменившие рукава напоминают слоновьи уши. Во времена Ландармы, когда Учение было приведено в упадок. Для проведения обряда посвящения в монахи (Бхикшу) нужно было четыре монаха. Но в Тибете нашлось только трое. И они были вынуждены пригласить четвертого из Китая. И поэтому в знак уважения наплечники по контуру обшиты, синей тесьмой, по этой же причине монашеские одежды Намджяр и Лагой обшивают синими нитками. Так же раньше существовала традиция делать на нижнем конце тесьмы петельку, куда монахи просовывали большой палец руки, дабы не размахивать беспечно руками во время ходьбы.

Дордже


Тоже, что и Ваджра.

Дунчен


Ритуальный музыкальный духовой инструмент, выглядящей как большая медная труба от полутора до десяти метров длиной. Узкое отверстие мундштука постепенно расширяется к раструбу. Он состоит из трех частей, которые аккуратно входят друг в друга. В качестве материала для изготовления используется медь и латунь. Поэтому его другое название Ракдун, буквально в переводе с тибетского рак – латунь, дун – труба. Его изобрели тибетские мастера. Когда в Тибет пригласили Досточтимого Жово Атишу, то для оказания почтения величайшему Пандиту сиятельный князь Жанчуп Од устроил музыкальное представление, подношение звуков большой трубы. Сейчас в наше время эта традиция не исчезла и на приемах высокообразованных Учителей проводится та же церемония. Когда танцуют Чам во время больших праздников так же используют большую трубу.

Дхаммапада


"Путь буддийской доктрины"; наиболее известный и часто цитируемый текст палийского канона. Содержит 423 стиха-афоризма, разделенных на 26 глав, в которых речь идет о "благородной системе" моральной философии. Переводилась с пали на пракриты, санскрит и др. языки. Популярна в буддийских странах как у тхеравадинов, так и у махаянистов. На Шри-Ланке долгое время использовалась как учебник для новообращенных; заучивалась наизусть.

Дхарма


Чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей индийской философии. Палийский термин употреблялся в основном школой тхеравада, санскр. — в школах махаяны. Можно выделить 5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина; к.-л. учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: "Все дхармы (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением"). Приложение слова "дхарма" к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психо-физической "энергии".

Дхармасала


Небольшой городок в предгорьях Гималаев в индийской штате Химачал Прадеш, ставший ставкой Далай-ламы XIV после его бегства из оккупированного Китаем Тибета в 1959. В Дхарамсале находится Кашаг — эмигрировавшее правительство Тибета, Ассамблея народных депутатов Тибета и другиеофицальные институты. Здесь же расположены медицинские, культурные, религиозные тибетские учреждения, из которых наибольшую известность приобрела созданная в 1971 Библиотека тибетских работ и архивов, являющаяся в настоящее время крупнейшим в мире тибетологическим центром.





Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram