Иволгинский дацан

Буддийский словарь

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву




Самадхи


Состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним миром, слиянии индивидуального сознания (микрокосма) с космическим абсолютом (макрокосмом). Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути, подводящая человека вплотную к нирване. Практически идентично Самадхи состояние сатори в дзэн, но пути его достижения в практике дзэн многообразнее.

Самматия


Будд. школа, возникшая ок. 150 до н. э. в результате раскола школы ватсипутрия. Согласно Сюаньцзану, самматии придерживались сурового образа жизни. Их одеяния напоминали одеяния женщин. Эмблемой школы служил цветок арековой пальмы. Имена последователей С. оканчивались на «даса», «сена», «хари», «гухья», «шудра». В качестве патриарха своей школы самматии провозгласили шудру Упали, составителя Виная-питаки. Последователи целиком разделяли взгляды материнской школы, доведя впоследствии концепцию пудгала до логич. завершения: отсюда альтернативное название С. — «пудгалавада», или «те, к-рые проповедуют учение о пудгале». Осн. постулаты учения С. нашли отражение в ее свящ. тексте «Самматийяникайяшастра». Центрами распространения и духовного влияния этой школы становятся со 2 в. н.э. районы Матхуры и Сарнатха. Сюаньцзан встречал монастыри С. в долине Ганга, Магадхе, дельте Инда и в сев.-зап. областях Индии. Ицзин находит последователей С. в Шравасти, Капилавасту, Вайшали, Мальве, Магадхе, Синдху и в Зап. Индии.

Сангити


Собрание монахов, на к-рых происходит восстановление и корректировка по памяти канонич. текстов; поэтому в С. принимают участие самые знающие и авторитетные члены сангхи. Махаянистская традиция признает четыре С.: 1 ) в Раджагрихе (через три месяца после смерти Будды.), на к-ром были канонизированы Виная-, Сутра- и Абхидхарма-питаки; 2) в Вайшали (через 100 лет), на к-ром произошел раскол сангхи; 3) в Паталипутре (через 200 лет), на к-ром присутствовали 58 ранних школ буддизма и на к-ром царь Ашока признал истинным учение тхеравадинов; 4) в Кашмире (1–2 вв. н. э.), на к-ром была канонизирована санскр. редакция Трипитаки (Типитаки) школы сарвастивадинов. Тхеравадинская традиция признает шесть С.: три первые вышеупомянутые; 4-е С., согласно тхераваде, состоялось в 29 до н.э. в Анурадхапуре и Алувихаре близ Матале, где на пальмовых листьях были записаны Типитака на пали и комментарии к ней на сингал. языке. 5-е С. состоялось в 1871 в Мандалае, где монахи записали Типитаку на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду, 6-е С. было посвящено 2500-летию со дня паринирваны Будды и состоялось в неск. городах Бирмы (1954-1956). На этом С. были сверены и отредактированы все 54 книги палийской Типитаки (в каждой книге 400–500 с. печат. текста), а также канонизированы сокращ. тексты переводов Типитаки на бирм., хинди, англ. языки.

Сангха


Буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Термином Сангха можно обозначить всех буддийских монахов в мире; монахов, принадлежащих к конкр. школе; монахов, проживающих в стране, в монастыре, в отшельничестве, в храме. Столь широкое употребление термина Сангха связано с тем, что все монахи и монахини обязаны жить по единым правилам Виная-питаки. Женских буддийская общин очень мало. Так, даже в Шри-Ланке, где их больше всего, имеется около 20 женских монастырей, хотя всего на острове порядком 7 тыс. монастырей.

Сансара


В этико-религиозных воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. В буддийских религиозно-мифологических представлениях Сансара означает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. Сансара противопоставляется нирване. Мифологический аспект понятия Сансара таков: в безначально существующей Сансаре есть 6 видов существ — боги, асуры, люди, животные, прета и обитатели ада. Хотя способ существования в этих 6 воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относит. благоприятными, последние три — неблагоприятными), суть их всех одинакова — страдание. Вся Сансара представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма): напр., тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, в следующем рождении — в обитателя ада, затем стать прета, животным, асурой и т. д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы Сансары и не имеет с ней причинно-следственной связи. Тем не менее мифологические представления буддистов допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в Сансару: так, дхьяни-будды эманируются в Сансаре в виде бодхисаттв и земных Будд.

Сарвастивада


Одна из школ стхавиравады. Основателем С. считается архат Катьяянипутра, к-рый провозгласил на сангити в Паталипутре (на т. н. 3-м Всебуддийском Соборе, ок. 244 до н. э.) идею сарвам асти (все существует). Впоследствии разногласия между С. и стхавиравадой усугубились тем, что первые в качестве сакральных признавали лишь тексты Абхадхарма-питаки, в то время как вторые апеллировали гл. обр. к Сутра-питаке. Целиком канон С. был записан на 4-м сангити, к-рый состоялся в Кашмире под эгидой царя Канишки (1–2 вв. н. э.). С потерей влияния стхавиравадинов в Индии (1 в. н. э.) сарвастивадины становятся здесь главными оппонентами последователей махаяны. Основу воззрений С. составляло учение о перманентной реальности всех дхарм. Сакральным языком школы был санскрит, символами — цветок лотоса, драгоценность — чандмань, лист дерева бодхи и зонтик. Цвет — черный или темно-красный. Одеяния сарвастивадинов состояли из 25–29 окаймлений. Их имена обычно оканчивались на «митра», «шри», «прабха», «кирти», «бхадра». Сарвастивадины пользовались репутацией эрудитов, предсказателей и проповедников дхармы Будды. Расцвет школы падает на период правления царя Канишки, к-рый был ее ревностным почитателем. В это время формируются многочисл. духовные центры этой школы в районах Матхуры, Паталипутры, Таксилы, Кашмира, Гандхары, Шравасти, Сарнатха, Бактрии. Во 2–3 вв. н. э. С. проникает в Китай и Цент. Азию, а также и в отдельные районы Памира.

Сарнатх


Место, где Будда произнес первую проповедь; находится недалеко от Бенареса. В палийском каноне фигурирует как "Олений парк у Исипатаны". Сейчас там — буддийский монастырь и храм, курируемые обществом "Маха Бодхи". Одно из 4 святых мест буддизма.

Сатори


"Пробуждение", озарение, просветление; в дзэнской традиции центральная и наивысшая цель религиозной практики. Поскольку все люди изначально обладают "природой будды", задача адепта состоит в ее реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной "недвойственности" (фуни), когда субъект и объект, "я" и внеш. мир представляют собой нерасчленимое единство. Сатори должно наступать внезапно, как вспышка молнии. Хотя Сатори осознается на уровне конкретного индивидуального, опыта, который не может быть адекватно выражен в словах, тем не менее в дзэнской традиции, как правило, требовалось получение официальной печати-подтверждения (инка) со стороны наставника. Дзэн различает "малое сатори", т. е. неполное и неокончательное, когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается на короткий момент, и "большое сатори", ведущее к духовному преображению.

Свастика


Др.-инд. знак благоденствия, процветания. Свастикапредставляет собой крест с загнутыми ветвями, направленными по или против часовой стрелки. Символ вечного круговращения Вселенной. В буддизме — символ закона Будды, которому подвластно все сущее. Свастика часто изображается на груди будд и бодхисаттв, вписывается в отпечаток стопы Будды, выступает в сочетании со многими другими буддийскими символами, изображается на воротах храмов, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах, на предметах бытового назначения.

Семь драгоценностей


То, от чего отказался Сиддхартха Гаутама, став Буддой. В их число входят: "колесо закона" с 1000 спицами, символ симметрии и совершенства; исполняющий все желания драгоценный камень чандмань; верная и преданная жена, заботящаяся о своем муже-господине: умный министр, от которого зависит порядок в государстве; белый слон, символ суверенитета правителя на Востоке: конь, символ солнечной колесницы; генерал, победивший всех врагов. Семь драгоценностей часто изображаются на различных культовых предметах: на металлическом блюде в виде мандалы, на подножии трона Будды и т. д. Известны и другие менее популярные наборы из 7 предметов: "семь личных драгоценностей", "семь символов правителя", "семь вызывающих всемирный восторг драгоценностей".

Сиддха


Человек, достигший совершенства, владеющий 8 сверхъестественными свойствами: способность становиться бесконечно малым или большим, очень легким или тяжелым, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять себе время, предметы и вещи, уметь подчинять своей воле происходящие в природе и мире события. В число Сиддхов включаются реальные и мифологические персонажи. В тиб. буддизме известны 84 Сиддхов, их биографии описаны в специальных жизнеописаниях (намтарах) и включены в тибетский канон (см. Ганджур, Данджур), им приписывают способность обучать других тому мастерству, которым они владеют сами.

Сингон


Сингон (Истинные слова Будды) — школа японского буддизма, основанная монахом Кукаем (774-835) после его поездки в Китай в 806 году. Сингон базируется на сутрах Махавайрочана и Ваджрасекхара, который, согласно традиции, содержит «истинные слова» Будды, произнесенные им в период его существования в виде универсального духа (джармакайя). Все сущее отождествляется с «вселенским буддизмом» Махавайрочаной (Дайнити нерай), «естество» которого воплощено в «шести великих первоначалах» — земле, воде, огне, ветре (или воздухе), пространстве и сознании. Согласно учению С., «вселенский будда» в различных его манифестациях «показывает» себя на мандалах -графических изображениях мироздания, каждый элемент к-рого символизируется определённым буддой или бодхисатвой. «Активность» Махавайрочаны проявляется в трёх видах действий: жизни, звуках и разуме Вселенной. Указанные три вида действий «вселенского будды» и обыкновенного человека принципиально тождественны, хотя это тождество скрыто от глаз подавляющего большинства людей. Цель тщательно разработанного мистического ритуала С., многие элементы к-рого заимствованы из тантризма — эзотерического направления в буддизме махаяпы, состоит в том, чтобы побудить верующего осознать это тождество и тем самым достичь «просветления». Основные мистические ритуалы С.- синмицу (многочисленные виды сплетения пальцев рук -мудр, имеющие сакральное значение), кумицу (повторение мистических заклинаний) и имицу (углублённое самосозерцание), для к-рого в ряде случаев используются мандалы. Пантеон С.- наиболее многообразный среди всех школ японского буддизма, включает в себя не только будд и бодхисатв, но и множество божеств, заимствованных буддизмом из индуистской религии. Каждое из них призвано исполнять определённые желания людей. Именно возможность исполнения желаний посредством магических ритуалов привлекала к С. большое число верующих. Хотя в настоящее время С. утратила своё былое влияние, она продолжает оставаться одной из самых крупных школ буддизма в Японии. К ней принадлежат 45 организаций с общим числом верующих ок. 14 млн. Крупнейшая из них — Коясан сингон ею (Школа истинных слов Будды на горе Коя) насчитывает ок. 5,5 млн. адептов.

Ступа


В буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам. Согласно преданию, первые 8 ступ были воздвигнуты после сожжения тела Будды для хранения его пепла, поделенного на 8 частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи. Позднее стали воздвигать Ступы в честь каких-либо событий в истории буддизма. В странах сев. буддизма Ступы — реликварии часто воздвигались на месте сожжения высоких духовных лиц, иногда в них замуровывался не пепел, а само тело умершего, мумифицированное с помощью соли или прожаривания в масле. Такие Ступы могли находиться как на территории монастырей, так и далеко за их пределами. Оба типа Ступ — объекты самостоятельного культа в буддизме. Архитектурные особенности Ступы в каждой стране определяются местными традициями, однако в плане она должна быть обязательно круглой или квадратной. В системе буддийской символики Ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной.Первоначально ступа (пали – «тхупа», тиб.- «чортен») представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру. Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница – с Водой; купол – с Огнём; шпиль – с элементом Ветер (Воздух); навершие – с Пространством. Или другое соотношение: основание – омрачения ума; лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль – состояние бодхисаттвы, навершие – состояние Будды. В буддийских текстах упоминается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу. Эти реликвии являются объектом поклонения буддистов.

Сукхавати


В будд. мифологии «счастливая страна», «чистая земля», сотворенная буддой Амитабхой, часто называемая в лит-ре по аналогии с христ. мифологией — раем. С. находится на расстоянии мириадов миров от нашего мира. В ней прекрасный климат, дворцы из золота, серебра, кораллов, драгоценных камней. В С. живут только бодхисаттвы, тут же достигающие нирваны, и люди, удостоившиеся высокой чести переродиться после смерти за то, что очень преуспели на пути личного совершенствования. Живут в С. «неизмеримо долго», испытывая «беспредельное счастье». В таких терминах описывают С. будд. тексты 2–3 вв. н. э.

Сутра


Букв., нить, на которую нанизаны жемчужины, литературный жанр, к которому относятся произведения, состоящие из отдельных афоризмов.





Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram