Иволгинский дацан

Буддийский словарь

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву




Байляньше


Позднее — байляньцзун или байляньцзяо (Школа Белого Лотоса, Учение Белого Лотоса), первонач. одно из направлений кит. буддизма, созданное в 402 известным кит. монахом Хуэйюанем (334 — 416). В центре его учения — вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи (кит. Амитофо) — ‛чистой земле‛ (Цзинту). Возникшая в 7 — 8 вв. школа ‛чистой земли‛, к-рая поглотила Б., рассматривала на этом основании Хуэйюаня как своего первого патриарха. Традиция Б. восстанавливается в 12 в. как одно из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Позднее цент. культ Б. — почитание Амитабхи дополняется верой в скорое пришествие будды Майтреи и пронизывается эсхатологич. мотивами. Этому способствовало и проникновение в идеологию Б. манихейских доктрин. В результате в 13 — 16 вв. Б, превращается в одну из народных сект, неоднократно запрещавшуюся династиями Юань (1279-1368), Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Эсхатологич. концепции Б. часто выступали в роли идеологии крестьянских восстаний и антиправительств. движений Китая периода позднего средневековья.

Баймасы


Один из древнейших будд. монастырей в Китае. Расположен в 12-ти км к востоку от г. Лояна (пров. Хэнань). По традиц. представлениям был основан в 64, когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма — Кашьянаматанга (Шэ-мотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). Однако в совр. науке это предание считается апокрифическим. Название монастыря имеет два объяснения. Согласно первому, некий иноземный завоеватель разрушил монастырь, но, увидев ночью белую лошадь, скорбно ржавшую на развалинах монастыря, приказал восстановить его. Согласно второму, монастырь получил свое название потому, что первые будд. тексты были привезены в Китай на белой лошади, ставшей своеобр. символом кит. буддизма. Монастырь является выдающимся памятником кит. культуры. В нем хранятся многочисл. произведения искусства, имеются знаменитые фрески.

Байюнь-Цзун


Одна из школ в кит. буддизме Хуаянь-цзун. Основана монахом Кун Цинцзюэ (1043-1121) и получила название от его обители Байюнь-ань в провинции Ханчжоу. Цинцзюэ разделил разл. течения в буддизме на десять категорий, из к-рых наивысшим провозгласил ‛колесницу Будды‛. Только ‛колесница Будды‛, к к-рой относилась и школа Хуаянь, объявлялась им ‛внезапным учением‛, а девять более низких направлений считались ‛постепенными учениями‛; др. будд. школы, и в первую очередь чань, подвергались резкой критике. Одновременно Цинцзюэ отстаивал принцип ‛единства трех учений‛ (буддизма, даосизма и конфуцианства). Последователи Б.-ц. не принимали монаш. пострига, но практически вели полумонаш. образ жизни. Впервые Б.-ц. была запрещена императ. указом от 1202, впоследствии неоднократно издавались направленные против нее декреты.

Балагатское движение


Устоявшийся в научной литературе неверный термин для обозначения движения в бур. ламаизме, возникшего в нач. 20 в. по инициативе ламы Кижингинского дацана Лубсан Самдан Цыденова (1842-1920) и Хамбо-ламы тиб. монастыря Гумбум Джаяксы-гэгэна. Гл. идея Б. д. состояла в уходе его последователей из офиц. существующих монастырей, в к-рых изучают и практикуют не истинное учение Будды, а его искаженные формы, в попытке основать новые общины вдали от людей и монастырей, возродить в них наст. тантрич. практику (см. Тантра). Лама Цыденов как руководитель этого движения носил титул Дхарма-раджа (Царь учения). В 1919 в условиях гражд. войны последователям Б. д. была приписана попытка создать в Забайкалье ‛теократич. гос-во‛, что естественно обрекло на гибель все движение. Попытку возродить тантрич. основу этого учения в 60-70-х гг. предпринял ученик и наследник идей Цыденова.

Бардо


Промежуточное состояние между смертью и последующим рождением, хотя есть и другие виды Бардо, например, между сном и бодрствованием. Уже в раннем индийском буддизме сложилось учение, согласно которому после распада сознания умершего в период до следующего ‛воплощения‛ существует в виде самостоятельного существа, называющегося ‛гандхарва‛. Это существо имеет облик того тела, в котором ему предстоит воплотиться, но тело это призрачно и может быть замечено только подобными же гандхарвами, или теми, кто развил паранормальные способности. Сам гандхарва также обладает подобными способностями: движется, как мысль, владеет ясновидением. Гандхарва пребывает в промежуточном состоянии до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7 дней. Если условия так и не сложились, гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7 раз, т. обр., общее время пребывания в Бардо не может превышать 49 дней. В Бардо особенно сильны эффекты йогической практики, существуют особые виды йоги, с помощью которых прямо в состоянии Бардо достигается освобождение, а также приемы, с помощью которых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение. Башня в верхнем секторе здесь символизирует вселенскую гору Меру (Сумеру), а её вершина – Небеса Тридцати Трёх Богов. Между богами этих Небес и асурами ведётся борьба из-за дерева исполнения желаний, чьи корни и ствол принадлежат миру полубогов, а вершина с драгоценными плодами уходит высоко вверх во владения Тридцати Трёх Богов. Наружное кольцо содержит изображения двенадцати взаимозависимых звеньев, порождающих и поддерживающих Сансару: Белый хадак - символ воды, чистоты, доброты. Синий хадак - символ неба, или долголетия. Желтый хадак - символ огня или солнца. Красный хадак - символ метала. Зелёный хадак - символ земли.

Благородная истина


Имеются в виду четыре истины, изложенные Буддой в его первой проповеди, известной как Бенареская проповедь. Первая истина заключается в том, что существует дуккха — неудовлетворенность, страдание; вторая — что дуккха имеет причину; третья — что дуккху можно прекратить; четвертая — что имеется путь к прекращению дуккхи. Все, связанное с пятью скандхами, является дуккхой. Причина дуккхи — в желаниях, стремлениях к чему-то, например, в желании чувственных наслаждений, материального благополучия, нематериального, духовного существования. Избавление от желаний прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный путь.

Бодхи


(дословно — ‛пробуждение‛, ‛просветление‛) — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение Бодхи не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения этого состояния: низший из них — состояние архата, высший — бодхисаттва и будда. Достижения Бодхи — цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыден. мышления к недвойственности, которая лежит за противопоставлением ‛Я‛ и ‛не-Я‛. Однако редко кто становится буддой. Поэтому в святом писании содержатся высказывания о низших ступенях лестницы, ведущей к духовным вершинам: самадхи, праджня, сатори. Бодхи входит как составная часть в ряд понятий и названий, играющих важную роль в буддийской истории, мифологии, философии: Бодхи-Гая — местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи, под которым оно произошло, бодхисаттва — личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта — энергия, движущая бодхисаттву к просветлению.

Бодхидхарма


(440-528) — согласно чаньской традиции, 28-й общебуддийский и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Бодхидхарма прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с лянским императором Уди, разочаровавшись в неверном понимании основных принципов буддизма, Боддхидхарма удалился в монастырь Шаолиньсы на горе Сушань, где провел 9 лет в неподвижной медитации перед стеной. С его именем связывают многие легенды: о появлении в буддизма в монастырях традиции питья чая, о создании им ‛шаолиньского стиля‛ самообороны и пр. Единствено подлинным из приписываемых ему сочинений считается ‛Трактат о двух вхождениях и четырех практиках‛ (‛Эр жу сы син лунь‛), в котором объясняются основные методы достижения просветления (бодхи), выражающиеся в интуит. постижении (ли) и практической деятельности (син).

Бодхисатва


(санскр., буквально ‛существо, стремящееся к просветлению‛) — в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды. Концепция Бодхисаттвывы несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Бодхисаттвы прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (разные школы называют разное число таких будд — от 5 до 24, но не более), а также будда нынешнего мирового периода Шакьямуни и будущего — Майтрея. В махаяне путь Бодхисаттвы доступен для всех, Бодхисаттвы обитают не только на земле, но и в др. мирах, число которых бесконечно. Высший нравственный подвиг Бодхисаттвы состоит в том, что, достигнув состояния нирваны, они предпочитают не становиться буддами, а остаются в сансаре, добровольно подчиняясь законам кармы, оказывая помощь в обретении спасения всем живым существам. Наиболее популярные Бодхисаттвы будд— Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапаны и др.

Бон


Система религиозных представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Бон считается полумифическая, полуреальная личность Шенраб-мибо. Бон и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же лит. язык. Вследствие этого, например, конечная цель Бон — ‛состояние пробуждения‛ — выражена тем же термином, что и в буддизме — санчже (санскр. бодхи). Путь, кото-рый прошел Шенраб-мибо, чтобы достичь состояния санчже, описан в корпусе догматики Бон. Его полная версия — Зиджид насчитывает 12 томов, сложилась к концу 14 в.; существует также версия в 2 томах (Зермьиг) и краткая версия в одном томе (Доду), отражающая устную традицию передачи учения Бон, записанную учителем Лоден-ньигно (р. в 1350). Первый бонский монастырь — Яруб. Персонажи пантеона Бон отражают сильнейшее влияние буддизма, в части, одной из первых буддийских школ Тибета — ньингмапа.

Бонза


Главный монах в буддийском храме. В европейской литературе так называли любого буддийского монаха безотносительно его ранга. В настоящее время термин выходит из употребления. Правильное общее название для буддистского монаха — бхикшу.

Боробудур


Буддийский храмовый комплекс 8 в. на Цент. Яве (Индонезия), построен в период расцвета государства Шривиджайя его правителем Шайлендрой, представлял собой выдающийся образец буддийского зодчества своего времени. На 5 террасах, увенчанных главнойступой, установлены 72 статуи будд, 429 статуй бодхисаттв, на боковых стенах вырезаны из камня 1300 рельефов из жизни Шакьямуни. В 9 в. буддизм на Яве был вытеснен индуизмом, в 14 в. его сменил ислам. В целях спасения храма, которому грозило разрушение, он был полностью засыпан землей, что дало возможность ему в относит, целостности сохраниться до сер. 19 в., когда он был открыт и раскопан археологами. В наст. вр. Боробудур сохраняется как памятник мировой культуры.

Буддийский флаг


Принят Мировым сообществом буддистов в 1950 году при основании всемирного братства буддистов и широко используемым во время буддистских праздников. Флаг разработанн на Цейлоне в 1885 году Дж.Р. де Сильва и полковником Олкоттом, основателем и президентом Теософского общества. Изображение на флаге представляет собой ряд вертикальных линий красного, синего, желтого, белого и оранжевого цветов, с теми же цветами, повторяемыми более бледным тоном в горизонтальном направлении. Впервые флаг был предложен в 1888 году.

Буддхапалита


(5–6 вв.) — будд. философ из Южн. Индии, последователь Нагарджуны и Арьядевы, развивавший логико-полем. учение мадхьямики. Он усовершенствовал методику опровержения взглядов идейных противников, не раскрывая собственную т. зр., поскольку в этой филос. школе любое суждение считалось лишь относительно верным. Б. не приводил никаких позитивных доказательств и примеров, а доводы оппонентов представлял и анализировал т. обр., что сведение их к абсурду становилось логич. единственно возможным. В тщательно составленном комментарии на осн. афоризмы Нагарджуны Б. посредством своего метода указывал на отсутствие у всего явленного собственной независимой природы и отрицал идею особенного даже в номинальном смысле. После раскола мадхьямиков Б. называли основателем подшколы прасангхика-мадхьямика.

Будон Римпочхе


(1290-1364) — тиб. будд. монах из монастыря Шалу, знаменитый переводчик, историк, редактор и кодификатор тиб. будд. канона: Ганджур (‛Переводы сказанного Буддой‛) и Данджур (‛Переводы пояснений к сказанному Буддой‛). Более всего известен как. автор ‛Чхойчжунг‛ (‛Истории вероучения‛, 1322), к-рая состоит из ‛Общего введения в буддийское вероучение‛, ‛Истории возникновения буддийского вероучения и его развития в Индии‛, ‛Распространения буддизма в Тибете‛, ‛Систематического каталога переводов на тибетский язык‛, а также ‛Истории распространения и возникновения систем Йогатантра, Гухьясамаджа, Самвара и Калачакра‛. Его четырехчленная классификация тантр (см. Ваджраяна) (крия, чарья, йога, аннутарайога) легла в основу тантрич. штудий основателя школы гелугпа Цзонхавы. Е. Д. Огнева

Бурхан


тюрко-монг. модификация термина ‛будда‛, возможно, образовавшаяся через форму ‛будда-хан‛. В мифологии тюрк. и монг. народов Б. означает любого будд. бога вообще и его изображение (иконописное, скульптурное). Бурхан-багша (дословно — бог-учитель) — термин, к-рым обозначается Будда Шакьямуни.

Бхававивека


(6 в.) — видный индо-будд. мыслитель, последователь Нагарджуны и основатель сватантрика-мадхьямики — подшколы махаянской философии. Б. оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу среди мадхьимиков. Отрицая возможность независимого возникновения сущностей, Б., однако, утверждал, что познание имеет особенный внешний объект, напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле. Деструктивный метод полемики мадхьямиков Б. дополнил позитивными доктринальными доводами, в к-рых он опирался на логику Дигнаги. Б. проповедовал религ. идеалы махаяны и разделял идею четырех ‛тел Будды‛. После раскола сватантриков в 8 в. Б. стали причислять к саутрантика-сватантрика-мадхьямике.

Бхавачакра


Или "Колесо Бытия", изображает Сансару как непрекращающийся процесс самопорождения неведения и страданий.Традиционно считается, что Колесо Бытия обхватывает Яма Дхармараджа, "Владыка Смерти". Существам не легко вырваться из циклического потока рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов. В центральном малом круге бхавачакры изображены свинья, петух и змея; соответственно они символизируют три корневых яда: Неведение, Страсть и Гнев. Вокруг этого круга в светлом полукольце изображены фигуры людей, совершавшие в течение жизни добродетельные поступки и следовавшие правильным учениям; теперь их путь направлен к Небесам. В тёмном полукольце изображены связанные фигуры существ; надсмотрщики Ада, слуги Ямы, тащат их в скверный мир перерождения, поскольку эти существа совершали в прошедшей жизни злые деяния и из-за своего неведения накопили много плохой кармы. Среднее широкое кольцо разделено на шесть секторов и содержит изображения шести видов существования в Мире Страстей.

Бхадрания


Подшкола ватсипутрии, образовалась ок. 150 до н. э. Б. значительно дополнила Абхадхарма-питаку материнской школы ватсипутрия за счет введения новых разделов. Особым влиянием последователи Б. пользовались в Насике, Канхери, в Бомбее. Здесь во 2 в. н.э. для них были основаны монастыри, к-рые получали всестороннюю поддержку от правителей династии Сатаваханов.

Бхута


Невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т. д.





Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram