Иволгинский дацан

Буддийский словарь

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву




Мадхъямика


Первая филос. школа махаяны, возникновение к-рой в Индии 2 в. связывается с именем Нагарджуны, с созданием комментариев к праджняпарамитским и др. сутрам, с сочинением полемич., идеологич., гимнософич. и пр. ее текстов. В 6 в. М. разделилась на прасангхику и сватантрику; в 8 в. из последней образовались саутрантика-сватантрика и йогачара-сватантрика. В Китае М. под названием Саньлунь-цзун («школа трех трактатов») была установлена Кумарадживой в нач. 5 в. и играла значит. роль в кит. буддизме до 7–8 вв. В 8 в. в Тибете мадхьямики Шантаракшита и Камалашила активно участвовали в становлении буддизма и монастырского образования. С тех пор среди тибетцев М. — основополагающее духовное учение, к-рому они посвятили огромную лит-ру и о к-ром продолжают писать и сегодня крупнейшие иерархи тиб. школ, в том числе последний Далай-лама. Филос. истолкование махаянского пути в М. было попыткой избегать крайностей утверждения и отрицания, что демонстрировалось знаменитой тетралемой (чатух-коти): А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б, все посылки к-рой не годятся для поисков конечной религ. истины, являющейся невыразимой. Ее постижение возможно лишь в долгом духовном совершенствовании сострадания и мудрости, накоплении нравств. заслуг и глубоких знаний, длящемся не одно рождение. Однако сам этот процесс «созревания к просветлению» протекает в окружающей нас действительности (прежде всего внутренней). Она, конечно, иллюзорна (майя), пуста (Шунья) и полностью лишена к.-л. независимой сущности (них-свабхава) с т. зр. высшей истины (парамартха-сатья), тем не менее именно в этом взаимообусловленном мире относительных истин происходит обретение двух (позднее — четырех) «тел Будды» — уровней возможного отождествления адепта с абсолютом, т. е. происходит самоотрицание мирского посредством особых практик в поведении, речи, сознании, к-рым учат мадхьямики. Среднюю филос. позицию М. занимала и в вопросах причинности, происхождения дхарма-элементов: они не вечны, лишены к.-л. постоянных качеств и в то же время они не исчезают бесследно и навсегда. Положение раннего буддизма об отсутствии самостоятельной природы у индивидов М. распространила и на дхармы. Детальное развитие в М. получили также критика взглядов оппонентов (прежде всего указанием на логич. недостоверность их аргументов и сведением последних к абсурду), учения о двух истинах, пустотности, «телах Будды», срединном пути освобождения и др. Исследователи нередко указывают на существенное влияние философии М. на формирование индуистской школы адвайта-веданты — влиятельнейшей в Индии с раннего средневековья до наших дней.

Майтрейя


(санскр.; кит. Милэ фо, яп. Мироку, монг., бур. Майдар) — персонаж будд. мифологии, выступающий одноврем, и как бодхисаттва, и как будда. Как бодхисаттва Майтрея популярен во всех основных направлениях буддизма. Как будда Грядущего мирового периода, который наступит после окончания периода Шакьямуни, Майтрея, согласно буддистским легендам, обитает на небе Тушита и ждет того времени, когда сможет переродиться в мире людей. А оно наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84 000 лет и будет править миром один справедливый правитель буддист. Культ Майтреи особенно популярен в Цент. Азии, именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие от прочих будд Майтрея обычно изображают сидящим на троне со спущенными вниз ногами. Его характерные атрибуты: золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия и колесо дхармы.

Майя


Иллюзия, обман: в инд. мифологии — способность сверхъестественных существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика; в ряде филос. систем, возникших в рамках инд. традиции (вишнуизме, буддизме), — иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью которого осмысливается Вселенная.

Мандала


Сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В буддийской традиции термин Мандала приобрел дополнит. ряд значений: 1) магическая диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция буддийской Вселенной, или "карта" космоса; 3) иерархическая лестница, на которой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике — блюдо для сбора жертвоприношений. Мандала как магическая диаграмма и как "карта" космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр. Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата), с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на Мандале, слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания — слияние с космическим абсолютом. Мандала часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. Мандала в виде металлического блюда, на которое посетители храма кладут свои подношения.

Манджушри


В буддийской мифологии махаяны и ваджраяны бодхисаттва, олицетворяющий мудрость. Наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани входит в число трех основных бодхисаттв. Образ Манджушри сложился в последние века до н. э. Обычно его изображают в красной одежде принца с пылающим мечом в поднятой правой руке, с сутрой Праджняпарамита в левой. Культ Манджушри особо развит в Китае, Тибете, Монголии, Бурятии. В ламаизме школы гелугпа его земным воплощением считается основатель школы Цзонхава.

Мани


(тиб., монг.). Камни с написанной или выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ, стоящие в торах, на перевалах, недалеко от монастырей, населенных пунктов, в местах буддийского паломничеств и т. д. Назначение Мани разное: от мемориала в честь какого-либо события, до маркёра сакрального пространства, принадлежащего тому или иному монастырю.

Мантра


Магическая формула призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме и буддизме. Особую силу и значимость приписывает Мантре ваджраяна в Тибете и школа Сингон-сю в Японии. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из особого набора звуков Мантра. Вера в силу Мантры основана на вере в древнюю магическую силу звука. Самая известная во всех странах Мантра, превратившаяся по сути дела для громадного большинства рядовых буддистов в повседневную молитву — ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ.

Марпа


(1012-1096) Марпа из Лхобрага, Двагпо Лхачже (лекарь из Двагпо). Главная фигура во "второй волне" распространения буддизма в Тибете (11- 12 вв.); трижды совершал паломничество в Индию, ученик Наропы. С его именем связывается создание школы кагьюдпа и введение разновидности мистических песен на основе индийской тантрической традиции. Его ученик — Миларепа. Житие Марпы — это образ жизни йогина-домохозяина, кторый совместил монашеские занятия со светской деятельностью.

Медитация


Внутреннее сосредоточение сознания на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв на уровень абсолютного понимания именуется в индийской практике самадхи, в японской — сатори и по сути близок к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады, с помощью Медитации как бы просматриваются психологическое состояния любых существ, действий, явлений, психические и моральные факторы, описанные в канонических текстах, которые являются по существу компедиумом поступков людей и их мотиваций.

Миларепа


(1040-1123) — тиб. поэт-мистик, автор сборника "Гурбум" ("Сто тысяч песен"), один из основоположников собственно тиб. будд. поэзии, ученик Марпы. Воспевал созерцательную жизнь отшельника и прославлял очищающую близость к природе; практиковал технику туммо. С его именем в традиции тиб. буддизма связывается создание образа идеальных отношений учитель — ученик, объединение в одной личности образов отшельника, монаха и светского человека.

Мокша


Освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин Мокша чаше употребляется в джайнизме, чем в буддизме.

Молитвенный барабан


Устройство в виде барабана или диска с нанесенной на него мантрой. Человеческая рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким образом считается, что мантра "произносится".

Мудра


Название определенного положения рук, ладоней, пальцев, которое символизирует какую-либо идею в ходе ритуала; реже — название специфической позы тела. Слово Мудра, как правило, является вторым компонентом общего названия символического жеста, например Дана-Мудра — "символ даяния", абхайя-Мудра — "символ неустрашимости". Мудра является обязательным третьим компонентом ритуала, символизируя "действие телом" (наряду с "действием речью" — произнесением мантр, и "действием мыслью" — дхьяна, самадхи). Мудра широко представлены в буддийской иконографии, скульптуре и ритуальных танцах.





Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram