Иволгинский дацан

Буддийский словарь

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву




Танка


В тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религиозного содержания, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварит. загрунтованной смесью из мела и животного. клея. По форме Танка восходят к индийским ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется — "зеркало" (тиб. мелонг). Танка создавалась или в строгом соответствии с иконографическим текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики.

Тантра


1. Одно из названий ваджраяны; 2. Базовые тексты ваджраяны, которые наряду с сутрами считаются словом Будды, например Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и др. В тиб. будд. канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу Тантры.

Тара


Досл. "спасительница", наиболее популярный женский образ в пантеоне буддийской мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она неизвестна вообще, в махаяне — мало, в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна 21 форма Тары. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии особо почитаемы 2 ее спокойные формы Белая Тара (санскр. Ситатара, монг. Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Тара (санскр. Сьяматара, монг. Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих — гневных форм. Образ Тары впервые появляется в текстах пер. пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары: из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа от мук сансары. Тара выступает в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тибетского царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур. ламы объявили ее воплощением Белой Тары), жена восьмого Богдо-гэгэна Монголии.

Тибетская книга мертвых


Цикл ритуальных текстов, которые лама читает умирающему человеку и рядом с умершим в ритуале похорон. Предполагается, что лама способен обращаться непосредственно к сознанию (виджняна) умирающего или уже умершего и таким образом провести его через все фазы промежуточного состояния от момента остановки дыхания до нового воплощения. Эти тексты описывают видения, возникающие в сознании умирающего, дают их истолкование, являются наставлениями для умирающего, по ним проводятся ритуалы посвящения умершего для достижения им нового благоприятного воплощения. Авторство текстов приписывают Падмасамбхаве (8 в. н. э.), однако письменно их зафиксировал "открыватель сокрытых текстов" тибетец Карма Лингпа (сер. 14 в.).

Трилакшана


«три признака» буддизма, отличающие его от других религий: признание непостоянства (анитья) мира, несуществование вечной души (анатман) и определение жизни как страдания (духкха).

Тулку


Человек, который сознательно перевоплатился, чтобы жить на благо другх существ и обладает силой открывать их способности. Не всегда помнит прошлые жизни. Само слово означает форму, которую ты имеешь, но от которой не зависишь.

Туммо


Первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате "Шаданга-йога"; предполагает, что, сосредоточиваясь на видении огня и связанных с ним ощущениях теплоты, созерцатель может достичь полного отождествления себя с огнем; практикуется йогами школы кагьюдпа. Овладевший Туммо проходит испытания: водой, во время которого он должен в зимнюю стужу высушить жаром собственного тела мокрые простыни; снегом, когда уровень владения мастерством йоги оценивается кол-вом и радиусом растаявшего вокруг него снега.

Тумо


Первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате «Шаданга-йога»; предполагает, что, сосредоточиваясь на видении огня и связанных с ним ощущениях теплоты, созерцатель может достичь полного отождествления себя с огнем; практикуется йогами школы кагьюдпа. Овладевший Т. проходит испытания: водой, во время к-рого он должен в зимнюю стужу высушить жаром собственного тела мокрые простыни; снегом, когда уровень владения мастерством йоги оценивается кол-вом и радиусом растаявшего вокруг него снега.





Мы в соц. сетях:
Вконтакте Telegram